17.03.2022 09:03
Поделиться

Репертуар "Коляда-театра" пострадал из-за требований правообладателей

Зима для екатеринбургского "Коляда-театра" закончилась ощутимой потерей: после семи лет стабильных показов руководство было вынуждено убрать из репертуара спектакль "Кошка на раскаленной крыше" по пьесе Теннесси Уильямса.
Татьяна Андреева/РГ

Как сообщил в соцсетях директор и худрук Николай Коляда, в начале года в России объявились правообладатели драматурга и потребовали за "Кошку" 500 долларов и 7 процентов с каждого спектакля, а также 100 долларов и те же самые процентные отчисления за "Трамвай "Желание", который труппа играет 13 лет. За последнюю постановку Коляда рассчитался, но на "Кошку" всей суммы не нашел, как и не смог договориться с интересантами о снижении выплат. В итоге планы пришлось переверстать и заменить в афише законсервированный спектакль другими. "И попрощаться как следует не дали", - посетовал расстроившийся Коляда. А уж сколько подписчиков его поддержало, совершенно не стесняясь в метафорах!

Для начала стоит выяснить, а настоящие ли правообладатели. Историй такого рода надувательства хоть отбавляй: не попался один директор театра, попадется другой

Однако взглянем на ситуацию без эмоций и театральных жестов - с позиции права.

- Теннесси Уильямс - выдающийся представитель американской драматургии XX века, авторские права которого на территории России охраняются на основании Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 1256), Конституции РФ (ст. 15) и Бернской конвенции от 9 сентября 1886 года (и Россия, и США являются ее участниками). Согласно последнему международному договору срок охраны авторских прав составляет всю жизнь автора и 50 лет после его смерти. Годы жизни Теннесси - 1911-1983-й, то есть срок действия исключительного авторского права драматурга еще не истек. Поэтому требования о выплате гонорара за постановку его произведений правообладатели предъявить вольны, - констатирует эксперт в сфере интеллектуальной собственности кандидат юридических наук Вера Гайдук.

Впрочем, юрист предлагает театру не рубить с плеча, навсегда отказываясь от спектакля, а более внимательно изучить некоторые моменты. Например, выяснить, а настоящие ли это правообладатели. Историй такого рода надувательства хоть отбавляй: не попался один директор театра, попадется другой. Еще один путь отстоять спектакль - обратиться к такому понятию, как срок исковой давности.

- По российскому законодательству срок исковой давности составляет три года с момента, когда стало известно о правонарушении. Поэтому есть смысл договориться о выплате не за весь период, а ограничиться тремя годами, предшествующими предъявлению требований правообладателей, - подчеркивает Гайдук.

И все-таки основной совет специалиста - взвешенные и обстоятельные переговоры с целью сохранения трудозатратного спектакля, а также размер гонораров.

- Надо понимать, что в изначальных претензиях правообладателей может быть более агрессивная позиция, чем есть на самом деле. Поэтому всеми силами подталкивайте их к личной встрече и обсуждайте условия использования произведений с дальнейшим оформлением лицензионного договора, - советует эксперт.

На будущее, чтобы не попасть в такой же капкан, нужно соблюсти условия, на которые творческие люди часто не обращают внимания. Перед тем как брать за основу литературное произведение для постановки спектакля или съемки фильма, следует определить, действует ли здесь исключительное авторское право (внимание - на год смерти автора, его гражданство и место публикации произведения). По общему правилу этот срок составляет всю жизнь автора и 70 лет после смерти (ст. 1281 ГК РФ), однако он может быть меньше в зависимости от приведенных выше обстоятельств. Гораздо проще брать в работу произведения, которые давно стали общественным достоянием (срок действия исключительного права на них давно истек), а также старый добрый фольклор. Еще один совет - заказывать написание пьес современным авторам с правом на их дальнейшую переработку.

В течение десятилетий к интеллектуальной собственности в России относились как к ничейной, а в ее присвоении не видели ничего зазорного, отмечает один из основателей Гильдии драматургов России Валентин Красногоров. Он подчеркивает: соблюдать авторское право должен любой театр, в том числе и любительский. "О каком таком праве идет речь, если мы любители: зарплату не получаем, существуем на одном энтузиазме и вообще претензии писателей нам непонятны", - заявляют представители Домов культур и школьных театральных кружков.

- Однако зарплата актеров или ее отсутствие никакого отношения к авторскому праву не имеют, бедность театров тоже к делу не относится. Ведь безденежность не оправдывает кражу в магазине! Точно так же не оправдывает она и хищение чужого текста. Электронное письмо драматургу с уведомлением о намерении взять его пьесу в работу денег не стоит, - уверен Красногоров.

Кстати

В начале марта в петербургском театре "Мастерская" планировали презентовать новую работу Руслана Кудашова "Записки нетрезвого человека" по произведению Александра Володина. Но незадолго до премьеры правообладатель текстов драматурга, его сын, отозвал разрешение на показы на территории России. Здесь, скорее всего, прямо противоположная история: если существует контракт с обозначенными датами, то наследник не сможет довести дело до конца. Впрочем, в этом конфликте предстоит разбираться специалистам по интеллектуальной собственности.