Марат Нуриевич, в южных регионах весенние полевые работы уже начались, не за горами сев и в наших краях. Справимся без импортных семян?
Марат Исламов: Что касается зерновых культур, то российские селекционеры и семеноводы всегда были против импорта. За рубежом ведь активно разрабатывают не только сорта, но и гибриды. Это означает, что покупатель на 100 процентов привязан к поставщику. В свое время именно нам, курганцам, удалось остановить ввоз в Россию семян генно-модифицированных растений. Было отменено даже постановление правительства РФ, по которому буквально через полгода страну наводнили бы семена с ГМО. В то время я был председателем Курганской областной Думы. Мы забили тревогу, обратились во все заксобрания РФ, Совет безопасности, к президенту. На заседании Совбеза РФ этот вопрос срочно рассмотрели и постановление отменили. Более того, глава государства на Совете законодателей в Совете Федерации поблагодарил курганцев за то, что увидели и обратили внимание высших органов власти на ситуацию. Все эти усилия дали всходы: обеспеченность семенами зерновых отечественной селекции составляет более 75 процентов - это минимальный уровень для продовольственной безопасности страны.
В Курганской области при потребности 197 тысяч тонн семян в наличии 201 тысяча. Правда, из них около 1,5 процента некондиционные по всхожести. Сказались засуха двух предыдущих лет и ослабленная материально-техническая база предприятий: у них недостаточно средств и практически нет агрономической службы. Но без качественного посевного материала хозяйства не останутся: до посевной минимум месяц, успеют подготовиться.
С другими культурами все сложнее: так, сахарной свеклы высевается свыше 80 процентов семян иностранной селекции, которые завозятся из-за рубежа, подсолнечника - 70 (более 50 процентов завозится), кукурузы соответственно 54 и 40, картофеля - порядка 70 процентов иностранной селекции, но произведенных в основном на территории РФ. Причина: подорвана селекционная работа по этим направлениям. Сейчас начинается ее восстановление в рамках федеральной программы, но на это потребуется время.
На фоне западных санкций резко выросли цены на сельхозпродукцию, в том числе на семена. Как это скажется на товаропроизводителях, особенно мелких?
Марат Исламов: 10 марта прошло заседание совета Национального союза селекционеров и семеноводов. Представители фирм, обеспечивающие страну завозными семенами, заверили, что цены не изменятся, обязательства будут выполнены - к посевной продукцию доставят.
Другое дело, что сильно (на 30-70 процентов) подорожали удобрения, средства защиты растений, ГСМ, запчасти. Здесь выиграли те, кто подготовился к посевной заранее, по старым ценам закупил все необходимое и отремонтировал технику.
Вместе с тем надо отдать должное правительству РФ, которое стало активно поддерживать сельское хозяйство. На днях премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении финансирования агрокомплекса РФ на 242 миллиарда рублей. Для Курганской области, к примеру, первоначально на 2022 год было выделено 50 миллионов на субсидированные кредиты. Теперь сумму увеличили до 190 миллионов. Это очень серьезная поддержка, позволяющая привлечь в банках свыше миллиарда рублей, а не 300 миллионов, как раньше. И все же в целом АПК Курганской области необходимо примерно 14 миллиардов рублей оборотных ресурсов.
Вы сказали, что есть проблемы с семенами овощных культур. Зауралье тоже завозит часть семян картофеля. Между тем об импортозамещении говорится уже так долго, что набили оскомину на этой теме. Что, на ваш взгляд, сдерживает процесс?
Марат Исламов: Действительно, задача импортозамещения до сих пор не решена. Рынок семян в России оценивается примерно в 150 миллиардов рублей - по старому курсу это около 10 миллиардов долларов. Он очень большой и интересен иностранцам, которые боятся его потерять: если уйдут, то уже не вернутся. Но мы должны думать о собственной продовольственной безопасности.
Нам, семеноводам и селекционерам, не совсем понятна вялотекущая работа по федеральным программам развития селекции в части тех проблемных культур, о которых я сказал выше. Очень тревожит ситуация с Госсорткомиссией: состояние материально-технической базы госсортоучастков и уровень обеспечения технологическими ресурсами для испытаний новых сортов и гибридов гораздо ниже, чем у ведущих сельхозпредприятий страны.
Я 20 лет твержу: Госсорткомиссия - это как ОТК на оборонном заводе, выполняет государственную задачу, ведь на кону продовольственная безопасность страны. К сожалению, пока нас не услышали. От имени селекционеров-семеноводов страны будем обращаться в высшие органы власти, чтобы обратили внимание на этот вопрос. Кроме того, импортозамещение сдерживает катастрофический дефицит кадров. Проблема просто кричащая. Даже наш агрохолдинг, имея определенные ресурсы, и то остро ощущает нехватку специалистов. Нужны агрономы, селекционеры-семеноводы, сортоиспытатели. Также готовим обращение по этому вопросу к руководству страны.
Два года назад на страницах "РГ" мы с вами обсуждали переход на принципы промышленного семеноводства, позволяющего в короткий срок повысить качество семян и за счет этого получать более высокий урожай. Решение этого вопроса продвинулось?
Марат Исламов: Не так далеко, как хотелось бы. Я по-прежнему настаиваю: чтобы эффективно работать, необходимо переходить на промышленное семеноводство. Весь мир действует по этому принципу, а мы, как всегда, будем учиться на своих ошибках. Хотя еще в 1970 годы наша страна к этому подходила. Предпосылкой для воссоздания системы промышленного семеноводства могла бы послужить отмена фермерской льготы. По закону фермеры могут без уплаты роялти в течение двух лет использовать право на селекционные достижения. В сегодняшних условиях это сдерживает процесс. Отчисления вознаграждений авторам селекционных достижений могут стать дополнительным источником финансирования научной и производственной деятельности в области селекции, что позволило бы обеспечить сельхозпроизводителей новыми сортами на более высоком уровне. Надеюсь, мы все-таки добьемся поправок в Гражданский кодекс об отмене фермерской льготы.
Когда бюджетные деньги дают просто так, они работают неэффективно. Правда, в последнее время в НИИ стали приходить перспективные руководители: они перестраивают работу и начинают эффективно использовать средства. И здесь нужно обратить внимание не только на государственные научно-исследовательские учреждения, но и на частные. К примеру, наш агрохолдинг "Кургансемена" более 33 лет занимается селекцией и семеноводством: выводим новые сорта и успешно внедряем в производство - видим результат своей работы. Но господдержку получаем как рядовой сельхозпроизводитель. Поэтому вынуждены бизнес диверсифицировать, чтобы зарабатывать на других видах деятельности - производстве масла, зернотрейдинге и т. д. - и финансировать селекцию и семеноводство. Это очень затратное направление, требующее существенной господдержки.
Какие у вас прогнозы на урожай?
Марат Исламов: Два года подряд Курганская область страдала от засухи. Надеюсь, нынешний сезон будет более благоприятным. Если судить по зиме, то осадков должно быть достаточно. Но, как говорил наш народный академик Терентий Мальцев, надейся на лучшее, готовься к худшему. В целом к посевной 2022 года мы готовы. Сейчас надо думать уже о подготовке семенных ресурсов под урожай 2023 года. Раньше были страховые фонды семян. Не знаю, какое решение будет принято сейчас, потому что ситуация может сложиться всякая. Мы намерены увеличить площади посева под производство семян для посевной 2023 года в полтора раза.