По последним данным Минобороны, на сегодня из ДНР и ЛНР эвакуирован 271 тысяча 231 человек, из них 58 тысяч 422 - дети. 1672 ребенка - это дети, оставшиеся без попечения родителей, 382 ребенка - дети с инвалидностью и ОВЗ. Об этом сообщила журналистам детский омбудсмен Мария Львова-Белова.
Она рассказала, что сейчас очень важным остается вопрос о временном устройстве детей-сирот. По словам детского омбудсмена, дети очень хотят в семью, но боятся, что их не возьмут, так как у многих есть братья и сестры.
- Одна маленькая девочка ко мне подошла и на ушко шепчет - а нас не возьмут? Спрашиваю - а почему? А потому что нас трое, - рассказывает уполномоченный по правам ребенка. - Коллеги пояснили мне, что, действительно, если детей брали, то по одному. Мешают устройству в семью и бюрократические преграды.
- Главная проблема в том, что у детей нет российского гражданства, - говорит Мария Львова-Белова. - Мы не можем сделать детям двойное гражданство, так как представителем ребенка является юридическое лицо, а юридическое лицо не может подать на гражданство, но очень надеюсь, что в ближайшее время мы сможем с этой проблемой разобраться.
Пока разрешаются проблемы, российские приемные родители заявляют о готовности принять эвакуированных детей в свои семьи.
Наталья Городиская, председатель Совета ассоциаций приемных семей, приемная мама рассказала, что как только ее коллеги, приемные родители увидели репортажи о том, что на территорию России ввозят детей-сирот, тут же стали писать ей, что готовы принять ребят.
- За месяц мы сформировали большой список семей, там есть почти все регионы, - говорит Наталья. - Список этот мы пополняем каждый день и готовы передать его, как только разрешится вопрос с документами. Мы создали специальную форму, чтобы понять насколько семья ресурсна, есть ли у нее необходимые документы. Для нас важно, что мы делаем это через руководителей Ассоциацией приемных родителей, это значит, что они лично знают эти семьи. Нам важно избежать "синдрома спасателя", когда мы хотим помочь, но ресурсов на это нет, а мы не можем допустить еще одну травму этих детей. Для нас как для приемных родителей не почувствовать эту боль невозможно. Когда мне начали звонить и писать, все регионы пишут - "Наташа, давай, мы готовы!", - это было до слез и очень показательно.
Наталья Городиская уточнила, что не все эвакуированных дети - сироты. Есть дети с полным статусом сироты, есть с неполным.
- Если ребенок с полным статусом, он, конечно, подлежит семейному устройству, - поясняет Наталья, - а если статус не полный, у нас, например, в Московской области есть такие ресурсные семьи, где детей размещают временно, чтобы поддержать, пока ребенка не вернут в кровную семью.
По словам детского уполномоченного Марии Львовой-Беловой, сегодня с вынужденными переселенцами работает 41 региональный уполномоченный.
- Базовая помощь, конечно, оказывается, но люди все разные, потребности разные - кому -то нужна реабилитация, кому-то образовательная помощь, кому-то медицинская. И региональные уполномоченные стараются оказать эту помощь. Порой не хватает разных мелочей - тетрадок, ручек, телефонов. Дети очень переживали, что нет связи с родственниками. Наши уполномоченные помогают и с покупкой телефона, и связаться с родственниками.
Детский омбудсмен отметила, что дети не всегда могут попросить то, что им нужно. Они часто стесняются.
- Я была в Воронеже, там один мальчик спросил меня "а вы, случайно, не с гитарой приехали?", - рассказывает Львова-Белова. - Оказалось, что к ним приезжали волонтеры, научили буквально трем аккордом и мальчику захотелось заниматься, но спросить напрямую он стеснялся. Гитару мы, конечно, нашли и передали ему.
Уполномоченный по правам ребенка рассказала, что благодаря неравнодушной и активной позиции региональных омбудсменов мама и дочь нашли друг друга.
- Они потеряли друг друга еще до эвакуации, мама оказалась в Воронеже, а девочка осталась в Донбассе, - говорит детский омбудсмен. - Когда эвакуация началась, договорились, что девочку посадят в воронежский поезд. Но ее почему-то посадили в поезд, которые уехал в Ульяновскую область. И буквально за минуту до того, как разрядился телефон, девочка успела сообщить маме об этом. Не буду рассказывать о том, что было с мамой и девочкой, но благодаря уполномоченным Ульяновской и Воронежской областей они воссоединились. С этой девочкой я встречалась, она уже готовится к поступлению в колледж на дизайнера одежды.
Львова-Белова отметила, что известны единичные случаи буллинга эвакуированных детей в школах. Она обещала поддержать всех, кто столкнется с неприятием и попросила педагогов быть внимательными к таким ситуациям. Еще одна проблема, с которой столкнулись подростки, которые учатся в колледжах, - нехватка инструментов.
- Одна девочка из Донбасса училась парикмахерскому делу, после эвакуации ей предложили продолжить учебу, а она наотрез отказалась идти в колледж, - рассказывает Львова-Белова. - Стали выяснять, почему. Оказалось, дома у нее остался весь необходимый инвентарь. Коллеги приобрели ей все необходимое, девочка продолжает учебу.
Заместитель министра просвещения Денис Грибов рассказал о большой армии волонтеров, которые сейчас работают в пунктах временного размещения. По его словам, общество очень мобилизовалось, чтобы поддержать беженцев.
- Никто не остается в стороне, и граждане, и организации участвуют в процессе оказания адресной помощи, - отметил он.
Заместитель министра рассказал, что российские школы с 28 февраля готовы принять всех детей.
- Вне зависимости от того, где остановились их родители - в пунктах временного размещения или у родственников и знакомых, - подчеркнул Грибов. - Еще не все родители приняли решение, чтобы ребенок пошел в школу, но мы готовы принять всех. Недавно я был в Ростове, смотрел как устроились дети, они пришли в школы, адаптировались. Мы провели сравнительный анализ образовательных стандартов наших и ДНР и ЛНР, они на 90 процентов схожи. Трудности есть, но педагоги понимают, что ребятам надо оказывать адресную помощь и подтягивать их, стараются сделать все возможное.
Денис Грибов отметил, что выпускники, которые не собираются получать высшее образование после 11-го класса, смогут получить аттестат на основании выпускных проверочных работ, без сдачи ЕГЭ. Также ребята после 9-го класса смогут получить аттестаты по итогам успеваемости в течение года, не сдавая ОГЭ.
- Мы пошли на это, чтобы у детей не было лишнего стресса, - сказал он.
Некоторых детей министерство просвещения приняло решение отправить в "Орленок" и "Смену".
- Они отдыхают, проходят адаптацию, с ними работают педагоги-психологи, потому что некоторых детей вывезли просто из-под огня, - говорит Грибов. - В целом, большинство приехавших детей очень закрыты, они научились терпеть. Когда восемь лет ты живешь в этом аду, когда находишься под угрозой жизни, теряешь близких родственников, - это очень сложно. Но держать в себе эти эмоции нельзя ни ребенку, ни взрослому. Надеюсь, что рано или поздно сердце станет мягче, они смогут делиться своими эмоциями и потихоньку забыть все, что происходило.
Детский омбудсмен также подчеркнула, что нужно обратить внимание на эмоциональное состояние детей - привлекать психотерапевтов, тщательно проводить диагностику и работать с посттравматическим синдромом.
- Нам нужно работать на опережение, потому что травма может проявиться намного позже, - отметила Мария Львова-Белова. - Руководители лагерей говорят, что вечерам дети рисуют военную технику, поля сражений, заново переживая, что видели на родине. Дети рассказывали - вы знаете, мы по звуку можем определить какой снаряд летит и приблизительную дальность падения. Все это не может пройти бесследно. Коллеги ДНР И ЛНР рассказали мне, что за эти восемь лет у них не было ни одного случая подросткового суицида.
- Это невероятно стойкие и мужественные дети, - отмечает детский омбудсмен Подмосковья Ксения Мишонова, - после 36 часов дороги, я не слышала, чтобы кто-то капризничал, плакал.
Она отметила, что правительство Московской области сделало все, чтобы создать беженцам комфортные условия. Многих приходилось размещать в летних детских лагерях.
- Мы за сутки отогрели здания, оснастили всем необходимым, - рассказывает Мишонова. - На сегодня все наши дети посещают школу, их возят школьные автобусы. На территории лагерей организованы детские сады, там даже есть кроватки, чтобы днем они могли отдохнуть. Мамы по своему желанию пошли работать к нам воспитателями, на кухни - поварами, учителями. В первые три дня всем были выплачены пособия, выданы карты, всех обеспечили телефонами, чтобы они могли связаться с родными. Недавно в Клину мамочка родила девочку, радовался весь город.
Галина Пятых, детский омбудсмен Белгородской области рассказала, что область приняла 3 441 человека, из которых 1 248 - дети.
- Чтобы люди чувствовали уют, их поселили в частной гостинице и в санаториях под Белгородом, - говорит Галина Пятых. - У нас тоже успели родиться малыши - целых восемь. Совсем недавно, 11 марта у нас родилась Анечка, ее мама, которой всего 21 год, спешно перебиралась из Харьковской области. Председатель Ассоциации приемных родителей Алена Гребешкова тут же нашла кроватку и все необходимое для мамы и малышки.
По словам детского омбудсмена Марии Львовой -Беловой, новорожденные малыши появились также в Ульяновске - мальчик, в Воронежской области у двух мамочек из Донбасса родились два мальчика, в Нижегородской области родилась девочка.
Павел Савчук, председатель "Красного Креста" рассказал, что в пунктах организации работает сегодня более 58 тысяч волонтеров. 66 отделений Красного Креста оказывают различную помощь, открыто 80 региональных оперативных штабов в регионах акции "Мы вместе".
- По своим масштабам и скорости акция "Мы вместе" имеет беспрецедентный гуманитарный характер, - говорит Павел Савчук. - За этот месяц при поддержке Российского Красного Креста доставлено более 365 тонн гуманитарной помощи людям, которые были вынуждены покинуть свои дома.
Верхняя одежда, повседневная одежда, игрушки, техника, канцелярия, медикаменты, вода, смеси для самых маленьких, подгузники, средства гигиены, детские коляски - все необходимое вынужденные переселенцы могут получить как в пунктах временного размещения, так и в пунктах выдачи гуманитарной помощи. Получить все необходимое могут и те, кто остановился у родственников и не живет в пунктах временного размещения. Получить ответы по поводу гуманитарной помощи можно по единому телефону "Красного Креста" 8- 800-700- 44- 50 и в чат-ботах Telegram, Viber, "ВКонтакте".