20.03.2022 22:20
    Поделиться

    Новый "Сирано де Бержерак" поставили в МХТ им. Чехова

    В МХТ им. Чехова премьера - "Сирано де Бержерак" в постановке Егора Перегудова, главного режиссера РАМТа. Шедевр Ростана на прославленной сцене - как знак возвращения театра к поэзии. По-молодежному задиристой и драйвовой. В роли безответно влюбленного остряка, дуэлянта и поэта - Юрий Чурсин. Его игра - звенящий нерв всего спектакля.
    Сергей Карпухин / ТАСС

    Сначала из-за кулисы появится неоново-розовая мандолина. Под ее "сладкий лепет" нам напомнят, что действие "героической комедии" начинается в 1640 году (а заодно скороговоркой - имена всех персонажей пьесы, которые в спектакле не появятся). Потом выстрел оборвет свисающую с потолка огромную кисть - такие часто украшают занавес в академических театрах. Собственно, этим и ограничены приметы классической сцены и стародавнего сюжета. Спектакль про поэта играется по правилам поэзии.

    - Что делают поэты? Сочиняют на темы, которые их волнуют. Вот и мы все вместе с актерами, со студентами Школы-студии МХАТ сочиняли стихи и песни, - объясняет режиссер Перегудов. - В итоге спектакль пророс зернами, очень для нас важными.

    "Из воды выходила женщина..." Евгения Евтушенко становится аккомпанементом, под который Сирано жжет письма к возлюбленной (его кузину Роксану играет Паулина Андреева). Граф де Гиш (Игорь Золотовицкий), отправляясь в военный поход, поет зажигательное буги. Отчаяние - но и решимость! - Сирано, когда он, к зрителю спиной, осознает, что его кузина влюблена в другого, передать под силу только рок-музыке. Со сцены надрывно несется: "Меня никто здесь не переживет, меня ничто здесь не пережует!" А Сирано, перекрикивая аккордеонистов, обещает Роксане уберечь на войне милого ее сердцу Кристиана (Кузьма Котрелёв).

    Нос Сирано - проклятье, которое делает его, мягко говоря, не красавцем - гримом решили никак не обыгрывать. Обыграли - в юмористических куплетах, которыми однополчане предостерегают всякого от разговоров на больную тему носа. А то "изрубит он в куски!". Впрочем, Сирано и сам в гневной тираде в адрес директора театра Монфлери, пошутит над собой - "должно быть, актеру обидно играть такого персонажа без грима"!

    Игра Юрия Чурсина - звенящий нерв всего спектакля

    В этой комедии, откуда ни возьмись, возник и Д`Артаньян с классическим "Тысяча чертей!" и мушкетерским плащом. Почему бы и нет? Два знаменитых современника-гасконца вполне могли встретиться...

    Своей возлюбленной Роксане герой вынужден писать письма от имени Кристиана. Пока те обмениваются посланиями, играючи нанизывая их на колышки ограды, Сирано ожесточенно бьется с манекеном, попутно доставая из кармана все новые и новые конверты. В них - его чувства, его великая любовь. Но раскроется тайна подлинного автора писем не скоро. Между Сирано и Роксаной стена-декорация. На ней обрывки афиш и смутно различимый портрет красавицы. Она для поэта и муза, и смысл жизни. В герое Чурсина и боль, и мужество.

    Паулине Андреевой роль Роксаны к лицу - и в белоснежном фехтовальном костюме, и в вечернем платье, и в пижаме она остается юной, тонкой и очаровательной мечтой поэта. Но именно с ее героиней жестче всего обойдется жизнь.

    "Эта пьеса великая, потому что в ней - вопросы, на которые у каждого времени свои ответы. Как относится художник к тому, что важнее всего: к любви, дружбе, власти, смерти, войне. Каждая эпоха расставляет в этой пьесе свои акценты", - подытожил Егор Перегудов.

    Прямая речь

    Юрий Чурсин, исполнитель роли Сирано де Бержерака:

    - Столкнуться с текстом Ростана - моя давняя мечта. Как-то, совсем по молодости, я участвовал в спектакле "Сирано де Бержерак" Владимира Мирзоева в Вахтанговском театре. С тех пор у меня не было ни одной пьесы в стихах. Вообще много лет на сцене МХТ им. Чехова было табу на поэзию, в какой-то момент Олег Табаков понял, что стихи сейчас не звучат, а у него был очень тонкий слух на такие вещи. То, что сейчас на этой сцене звучит поэтический текст, - и вызов, и огромная ответственность.

    Мы вскрываем структуру пьесы. Эклектика, множество разных приемов разных школ - все это отличает наш спектакль от других. Сирано де Бержерак, мне кажется, не может не восхищать. Трудно не ощутить сейчас в пространстве и времени потребность в таком герое. У МХТ это внутри прозвенело и срезонировало.

    Поделиться