Спектакль разный, сложный, противоречивый, со взлетами и падениями. Но что о нем можно сказать точно - нужный. Да, именно сегодня. Именно в наше время столь необходима постановка, которая рассказывает только и сугубо о любви.
Мне очень нравится пьеса Андрея Яхонтова. Нынче, если и берут пьесы современных авторов, то, как правило, те, которые социальные. Желательно остросоциальные. Или комедии - незамысловатые истории про семейные неурядицы. Только этим могу я объяснить тот удивительный факт, что "ЛюБоль" так долго ждала своего сценического воплощения.
"ЛюБоль" - история очень узнаваемая, но при этом вневременная. Люди, которые ищут любовь, а находят боль, жили во все времена. И будут жить всегда. Люди, которые строят свое счастье, а потом разрушают; снова строят и снова рушат... И так - годы и десятилетия. Когда такого не было? Всегда было. Когда такого не будет? Всегда будет.
Любовь - это счастье? Мука? Отдых или борьба? Страдание или радость? Абсолютное спокойствие или бесконечная нервотрепка? Можно ли построить любовь, как дом, или она свободна, как птица, еще попробуй приручи?
Серьезные люди скажут: мол, эти вопросы банальны. Серьезным людям всерьез кажется: все, что не касается политики и экономики недостойно внимания. Два Андрея - Соколов и Яхонтов - делали свой спектакль не для таких зрителей.
А вот и правда - задуматься, мы ведь совсем разучились рассуждать о любви. Или в пошлость скатываемся (как на известных ток-шоу), или просто стесняемся размышлять. Забавно, правда? О том, что иногда решающим образом определяет жизнь человека, и не говорим. И не думаем.
"ЛюБоль" - конечно, притча. И Аддис Гаджиев создал декорацию именно для притчи. И дело не только в том, что, с одной стороны, на переднем плане висит телефон-автомат, с которого (кто помнит) можно было позвонить за две копейки, а с другой - герои говорят по мобильнику. Сам образ города, созданный на сцене - извините за тавтологию, - это образ. Здесь нет буквализма - есть метафора.
И актеры существуют, с одной стороны, совершенно достоверно, в рамках столь не популярного нынче психологического театра. А с другой, очевидно, что это исповедь. Яхонтов написал, Соколов поставил, актеры сыграли.
"Он", "Она", "Подруга", "Друг" так в программке названы персонажи. Вне времени, вне стран, вне всего. Любовный квадрат. Каждый из актеров играет несколько ролей (минимум две), перевоплощается в разных людей, как бы подчеркивая, что в каждом из нас много всего заложено.
У кого-то эти перевоплощения получаются лучше, у кого-то - чуть хуже: то дело вкуса. Но то, что четыре актера создают на сцене калейдоскоп разных лиц, - это для меня безусловно.
Иван Агапов - герой спектакля. Во всех смыслах. Понятно, что Агапов - талантлив. Для всех, кто хоть раз видел этого народного артиста, такой вывод очевиден. Но у него еще есть удивительное и очень редкое свойство: трагикомический талант. Кажется, что абсолютно не напрягаясь (а это и есть свойство истинного таланта), он может заставить зрителя и хохотать и рыдать. Его герой, мягко говоря, совсем не идеален, но у него есть огромная внутренняя боль, наличие которой и заставляет следить за ним, не отрываясь. Мощная работа!
Вообще, думаю, Яхонтов, как мало кто, умеет показать мужскую боль, которая у всех нас возникает во время лирических историй. Друг, очень точно сыгранный самим Андреем Соколовым, практически во всех своих перевоплощениях тоже носитель невысказанной, но явной боли. Мне кажется важным, что в сегодняшнем театре рассматривают личную, лирическую, человеческую боль. А то мы так и позабудем, что человек может страдать не только по поводу несовершенства мира, но и по поводу несовершенства самого себя.
На главную роль была приглашена актриса Театра имени Моссовета Екатерина Гусева. Решение может показаться странным, поскольку в "Ленкоме" есть несколько известных актрис, которые, казалось бы, подходят на эту роль. Но это так кажется нам, а Андрею Соколову была нужна именно Гусева. И театр пошел навстречу. Более того, в "Ленкоме", где сегодня на каждую роль приглашаются два актера, Гусева играет в одном составе. Пошел театр и на это.
Екатерина Гусева умеет играть любовь. Не влюбленность, не безумие страсти, а вот именно такую любовь, когда мир без возлюбленного становится пустым и бессмысленным. Вообще сегодня на сцене (да и в кино) редко можно такое увидеть: женщина знает, что любовь для нее - главное. Есть предмет любви - есть жизнь, нет - так и жизни нет. У Гусевой так сыграть получается.
И еще на сцене Светлана Илюхина, играющая огромное количество персонажей, и во многом именно благодаря ей и возникает ощущение этого калейдоскопа лиц.
Не хочу оценивать "ЛюБоль" с точки зрения "хороший-плохой" спектакль. Дело вкуса. Можно найти массу поводов для восторга. При желании есть к чему придраться. Но не та это система координат.
"ЛюБоль" Яхонтова и Соколова поворачивает человека к самому себе - вот главное. Заставляет не то что задуматься, но переболеть теми жизненными болями и болезнями, которые, даже когда они мучают нас, мы стараемся не замечать, не рефлексировать по их поводу. А в театре переживаем. И в этом суть.