Максимов: "ЛюБоль" Яхонтова и Соколова поворачивает человека к самому себе

"ЛюБоль" - так замечательно называется пьеса Андрея Яхонтова, премьера которой в постановке Андрея Соколова только что случилась на сцене театра "Ленком Марка Захарова".

Спектакль разный, сложный, противоречивый, со взлетами и падениями. Но что о нем можно сказать точно - нужный. Да, именно сегодня. Именно в наше время столь необходима постановка, которая рассказывает только и сугубо о любви.

Мне очень нравится пьеса Андрея Яхонтова. Нынче, если и берут пьесы современных авторов, то, как правило, те, которые социальные. Желательно остросоциальные. Или комедии - незамысловатые истории про семейные неурядицы. Только этим могу я объяснить тот удивительный факт, что "ЛюБоль" так долго ждала своего сценического воплощения.

"ЛюБоль" - история очень узнаваемая, но при этом вневременная. Люди, которые ищут любовь, а находят боль, жили во все времена. И будут жить всегда. Люди, которые строят свое счастье, а потом разрушают; снова строят и снова рушат... И так - годы и десятилетия. Когда такого не было? Всегда было. Когда такого не будет? Всегда будет.

Любовь - это счастье? Мука? Отдых или борьба? Страдание или радость? Абсолютное спокойствие или бесконечная нервотрепка? Можно ли построить любовь, как дом, или она свободна, как птица, еще попробуй приручи?

Именно в наше время столь необходима постановка, которая рассказывает только и сугубо о любви

Серьезные люди скажут: мол, эти вопросы банальны. Серьезным людям всерьез кажется: все, что не касается политики и экономики недостойно внимания. Два Андрея - Соколов и Яхонтов - делали свой спектакль не для таких зрителей.

А вот и правда - задуматься, мы ведь совсем разучились рассуждать о любви. Или в пошлость скатываемся (как на известных ток-шоу), или просто стесняемся размышлять. Забавно, правда? О том, что иногда решающим образом определяет жизнь человека, и не говорим. И не думаем.

"ЛюБоль" - конечно, притча. И Аддис Гаджиев создал декорацию именно для притчи. И дело не только в том, что, с одной стороны, на переднем плане висит телефон-автомат, с которого (кто помнит) можно было позвонить за две копейки, а с другой - герои говорят по мобильнику. Сам образ города, созданный на сцене - извините за тавтологию, - это образ. Здесь нет буквализма - есть метафора.

И актеры существуют, с одной стороны, совершенно достоверно, в рамках столь не популярного нынче психологического театра. А с другой, очевидно, что это исповедь. Яхонтов написал, Соколов поставил, актеры сыграли.

"Он", "Она", "Подруга", "Друг" так в программке названы персонажи. Вне времени, вне стран, вне всего. Любовный квадрат. Каждый из актеров играет несколько ролей (минимум две), перевоплощается в разных людей, как бы подчеркивая, что в каждом из нас много всего заложено.

У кого-то эти перевоплощения получаются лучше, у кого-то - чуть хуже: то дело вкуса. Но то, что четыре актера создают на сцене калейдоскоп разных лиц, - это для меня безусловно.

"ЛюБоль" Яхонтова и Соколова поворачивает человека к самому себе - вот главное

Иван Агапов - герой спектакля. Во всех смыслах. Понятно, что Агапов - талантлив. Для всех, кто хоть раз видел этого народного артиста, такой вывод очевиден. Но у него еще есть удивительное и очень редкое свойство: трагикомический талант. Кажется, что абсолютно не напрягаясь (а это и есть свойство истинного таланта), он может заставить зрителя и хохотать и рыдать. Его герой, мягко говоря, совсем не идеален, но у него есть огромная внутренняя боль, наличие которой и заставляет следить за ним, не отрываясь. Мощная работа!

Вообще, думаю, Яхонтов, как мало кто, умеет показать мужскую боль, которая у всех нас возникает во время лирических историй. Друг, очень точно сыгранный самим Андреем Соколовым, практически во всех своих перевоплощениях тоже носитель невысказанной, но явной боли. Мне кажется важным, что в сегодняшнем театре рассматривают личную, лирическую, человеческую боль. А то мы так и позабудем, что человек может страдать не только по поводу несовершенства мира, но и по поводу несовершенства самого себя.

На главную роль была приглашена актриса Театра имени Моссовета Екатерина Гусева. Решение может показаться странным, поскольку в "Ленкоме" есть несколько известных актрис, которые, казалось бы, подходят на эту роль. Но это так кажется нам, а Андрею Соколову была нужна именно Гусева. И театр пошел навстречу. Более того, в "Ленкоме", где сегодня на каждую роль приглашаются два актера, Гусева играет в одном составе. Пошел театр и на это.

Екатерина Гусева умеет играть любовь. Не влюбленность, не безумие страсти, а вот именно такую любовь, когда мир без возлюбленного становится пустым и бессмысленным. Вообще сегодня на сцене (да и в кино) редко можно такое увидеть: женщина знает, что любовь для нее - главное. Есть предмет любви - есть жизнь, нет - так и жизни нет. У Гусевой так сыграть получается.

И еще на сцене Светлана Илюхина, играющая огромное количество персонажей, и во многом именно благодаря ей и возникает ощущение этого калейдоскопа лиц.

Не хочу оценивать "ЛюБоль" с точки зрения "хороший-плохой" спектакль. Дело вкуса. Можно найти массу поводов для восторга. При желании есть к чему придраться. Но не та это система координат.

"ЛюБоль" Яхонтова и Соколова поворачивает человека к самому себе - вот главное. Заставляет не то что задуматься, но переболеть теми жизненными болями и болезнями, которые, даже когда они мучают нас, мы стараемся не замечать, не рефлексировать по их поводу. А в театре переживаем. И в этом суть.