Екатеринбургский театр кукол показал, как создает волшебство

21 марта отмечают всемирный день кукольника. У работников Екатеринбургского театра кукол - профессиональный праздник. Лица, морды, мордашки, смешные и печальные - мы заходим в комнату, полную разномастных актеров. Конечно, куклы - это актеры, а не реквизит, как минимум для детей, которые считают их живыми!

- Честно говоря, я не очень люблю, когда мы приводим малышей сюда, в реквизиторский цех, или за кулисы. Потому что пропадает сказка! Кукла ходит, разговаривает, и это такое волшебство! А когда они видят кукол, лежащих на стеллажах - приходит разочарование, рассуждает главный художник екатеринбургского театра кукол Юлия Селаври. - Я помню, как это было со мной. Я в детстве смотрела роскошный спектакль "Конек-горбунок", там по звездному небу летала кобылица. И это было невероятно! А потом, поскольку я ребенок закулисный, я увидела кучу каких-то тряпок и поролона, и до меня дошло, что это та самая прекрасная лошадь. И все - волшебство пропало.

С взрослыми другая история, для них такая экскурсия становится стимулом сходить на спектакль и внимательнее следить за происходящим на сцене.

Оказывается, все куклы делятся на верховых, низовых и срединных. Верховая кукла - это, например, знаменитый Петрушка. Актеры, управляющие такими персонажами, прячутся за ширмой. К низовым относятся марионетки. А срединными играют "в открытую", не прячась от зрителей. То, за счет чего двигается кукла, называется системой. Это могут быть нитки, трости или просто руки актеров.

Систему, которую будут использовать в спектакле, выбирают художник с режиссером. Не обязательно ограничиваться одной - так поступили, например, в спектакле "Карлсон, который живет…". В разных сценах перед нами то марионетки, то тростевые куклы, дублей Малыша вообще четыре штуки!

- В этом спектакле мы в первый раз напечатали головы кукол на 3D-принтере, - рассказывает Юлия, - черты лица мелкие, дублей много, а кукла должна быть похожей. Новые технологии нам очень помогли!

Некоторые куклы из спектакля "Калиф-аист" созданы Юлией Селаври в системе тантамарески. Актеры надевают их на себя, и получается, что к голове человека крепится кукольное тело. Очень эффектно получается, когда соразмерные людям-актерам советники нависают над миниатюрным калифом. За счет этого они кажутся более значительными, чем он.

- Всегда идет какой-то эксперимент! Фактура, прием, система - в каждом спектакле что-то должно быть впервые, - делится профессиональными принципами Юлия.

У французской художницы и режиссера Эмили Валантен, которая ставила в нашем кукольном спектакль "Грибуль-простофиля и господин Шмель", есть постановка с ледяными куклами, которые эффектно тают в финале. Да, кукла может быть создана из самых неожиданных материалов. Но все-таки чаще в дело идут ткани, поролон, дерево, пластик, старое доброе папье-маше. В этом мы убедились в конструкторском цехе театра. Александр Баранов на наших глазах учит кукольную старушку кататься на маленьком старинном велосипеде - задача для настоящего волшебника. А на полке у него, как у заправского папы Карло, целый набор поленьев. Рядом висит подробный чертеж в двух проекциях еще одной старушки, у которой в голове под высокой прической скрывается клетка с птичкой.

- Наши профессиональные разговоры могут шокировать. "Что-то глазки западают, надо голову вскрывать", - шутит Александр.

Юлия Селаври и Александр Баранов работают над дополнительными декорациями и куклами спектакля "ART-механика", который был уже представлен публике. Но вот старушки и ее велосипеда там не было… Ждем!