Автором идеи, перевода и режиссером российской премьеры оперы Пауля Хиндемита "Нуш-Нуши" стал художественный руководитель проекта "RE-Конструкция" и Театра Сац Георгий Исаакян.
"Исполнять музыку Пауля Хиндемита - задача экстраординарной сложности, и мало какой театр решается на такой художественный шаг, - рассказывает он. - Ведь Хиндемит предъявляет высочайшие требования в смысле мастерства, техники и понимания того, что есть современная музыка".
Но в Театре Сац не боятся сложных и амбициозных задач. В последние годы в нем сильно расширили представления о детском музыкальном театре. Здесь исполняли музыку Карлхайнца Штокхаузена, Филипа Гласса, Владимира Мартынова… Теперь пришло время и Пауля Хиндемита.
"Его "Нуш-Нуши" - это вроде как безделушка, но вместе с тем это очень серьезное философское высказывание", - говорит Георгий Исаакян.
С музыкой Хиндемита в России знакомы немногие, узкие специалисты по театру кукол или музыковеды не в счет. Так что зрителей ждет открытие совершенно нового мира. И очень кстати, что премьера состоится в рамках проекта "RE-Конструкция", открывающего новые территории музыкального театра.
Специальный проект "RE-Конструкция" появился в театре во время реконструкции Большой сцены Театра Сац. По словам Георгия Исаакяна, это непростое время для театра, полное новых вызовов и трудностей, но одновременно это и период новых открытий. "Это окно возможностей, открытие новых музыкальных, художественных пространств, новых территорий для встреч с нашими зрителями и слушателями", - отметил художественный руководитель Театра Сац.
Музыкальным руководителем и дирижером российской премьеры стал Артем Макаров. По его словам, опера "Нуш-Нуши" очень необычна. "Это сатира, юмор, в какой-то степени пародия на оперный жанр, по мнению самого Хиндемита. То там, то там мы слышим чуть-чуть Вагнера, Штрауса, Малера. Хиндемит немного иронизирует над композиторами, хотя, безусловно, вырос на их музыке", - размышляет Макаров.
Концертное исполнение оперы Хиндемита "Нуш-Нуши" пройдет в Ротонде - уникальном пространстве фойе основной сцены, которое уже становилось сценой для оперных постановок и концертных проектов в рамках цикла "RE-Конструкция".
Справка "РГ"
Один из крупнейших композиторов ХХ века, представитель немецкого экспрессионизма Пауль Хиндемит создал оперу "Нуш-Нуши" в 1920 году. Название ей подарило имя выползающего из реки фантастического существа, помеси крысы и крокодила. "Дивертисментный материал составляет большую часть музыки оперы. Эта красивая, изящная стилизация "общих мест" музыкальной экзотики создает искусственный выдуманный "бирманский колорит", имеющий пародийный смысл", - пишет об этой комической опере "для бирманских марионеток", пародирующей восточные сюжеты и оперные банальности, музыковед Алла Кенигсберг.