Палия похоронят с воинскими почестями в Севастополе. Этот город Андрей Николаевич любил особенно. Здесь в начале 90-х годов прошлого века после окончания Киевского высшего военно-морского политического училища он проходил офицерское становление.
Отец Палия несколько десятилетий служил в Заполярье, дорос до капитана 1 ранга. Андрей пошел по той же стезе. Русский Север наряду с Крымом он считал родным. Возможно, в том числе и поэтому, наотрез отказавшись принимать присягу Украине, уехал именно на Северный флот.
В Севастополь вернулся уже заместителем командира сторожевого корабля "Пытливый", экипаж которого очень скоро стал одним из лучших на ЧФ. В ту пору Палию не было еще и тридцати.
Он отвечал за работу с личным составом, "комиссарил", как по старинке говорят военные. И никогда не засиживался в кабинете. Даже по фотографиям в интернете сразу понимаешь: бумажной работе офицер предпочитал живое общение с людьми - будь то флотский экипаж, морпехи на учении или курсанты военно-морского училища им. Нахимова.
Сослуживцы говорят, что Андрей Николаевич прекрасно разбирался не только в проблемах сплочения воинского коллектива, индивидуальной работе с моряками, но и в сугубо профессиональных флотских вопросах. Как-никак имел за плечами девять боевых служб. Находил общий язык с каждым. Это качество очень пригодилось Палию в сложный период возвращения Крыма в состав России, во время трудных переговоров с украинскими военными. И позже, когда жители полуострова трудно переживали водную блокаду, которую устроили крымчанам украинские националисты.
Андрей Николаевич несколько раз был на войне. В 2008 г. участвовал в принуждении Грузии к миру. В 2020-м его командировали в Сирию. Нынешней весной снова оказался на передовой. Теперь уже на передовой специальной военной операции на Украине. И вот ведь переплетение судеб. Дед офицера, Павел Палий, после тяжелого ранения и возвращения с фронта ловил недобитых бандеровцев в прикарпатских лесах Западной Украины. Его внуку пришлось бороться уже с внуками бандеровцев - такими же ярыми и фанатичными националистами.
Знакомые Палия вспоминают, как Андрей Николаевич иногда пересказывал услышанные от деда истории о зверствах, устраиваемых бандеровцами на Западной Украине, и коварстве местных недобитков. Причем усердствовали в этом не только "хлопцы з боивки", но и обычные с виду селяне. Могли, например, предложить напиться молока, а оно было отравленным. Много всяких подлостей устраивали.
Поэтому капитан 1 ранга Палий, быть может, лучше других понимал всю важность одной из главных целей проводимой на Украине специальной военной операции - денацификации этой страны.
Быть может, кто-то скажет: не дело заместителю командующего флотом лезть в самое пекло, под огнем вытаскивать мирных жителей из захваченного неонацистами города. Капитан 1 ранга Палий, похоже, считал иначе. В Мариуполь он приехал, чтобы организовать безопасные коридоры для выхода женщин, стариков, детей. И погиб на боевом посту. Говорят, это была пуля снайпера.
Сергей Аксенов, глава Крыма
"Настоящий патриот, верный принципам офицерской чести, он до конца выполнил свой воинский долг. Выражаю самые искренние соболезнования родным и близким Андрея Николаевича".
Михаил Развожаев, губернатор Севастополя
"Я дружил с Андреем Николаевичем. Он был очень открытым и порядочным человеком. Настоящий офицер из военной династии. Все, кто хоть раз общался с ним, навсегда запомнят его отзывчивость. Он пользовался большим авторитетом на флоте, понимающий и слышащий, умел найти подход к любому человеку".
Екатерина Алтабаева, сенатор от Севастополя
"Знала Андрея Николаевича лично. Офицер с большой буквы, мужественный защитник нашей Родины, преданный присяге и Военно-морскому флоту. Севастополь Андрей Николаевич любил всем сердцем. Городу-герою была посвящена вся его жизнь. Честный, справедливый, понимающий. Таким Андрея Николаевича Палия навсегда запомнят в нашем городе".