Что будет с топовыми блогерами после блокировки Instagram

Блокировка Instagram в России (платформа, принадлежащая экстремистской организации Meta, запрещенной на территории РФ) оставила без работы тысячи топовых блогеров и членов их команд: монтажеров, копирайтеров, таргетологов. Ведь аудитория уходит - для кого тогда "пилить" контент и как зарабатывать на рекламе, когда платформа "залетела в бан"? Топы "инсты", судя по опросу "РГ", в определенной растерянности. Да, технически можно все перелить в Telegram, VK и "Одноклассники". Но пока фанаты "залипательного" инстаконтента не слишком активно переходят на альтернативные платформы, которые работают все-таки несколько по-другому.
iStock

Напомним, на этой неделе Тверской райсуд Москвы признал деятельность компании Meta Platforms Inc (оператор Instagram) экстремистской и запретил ее деятельность в России. И хотя пользоваться этим ресурсом на данный момент можно, более 16 процентов фанатов "инсты", по последним обнародованным данным, уже покинули платформу. "Такие процессы всегда сказываются на охватах, а соответственно и на доходах блогеров, - рассказал "РГ" генеральный продюсер performance-агентства ANDREEV AGENCY Макс Андреев. - Сейчас блогосфера испытывает кратные падения доходов и массовый уход рекламодателей". Чтобы осознать масштаб перемен, нужно принять такую цифру - ежемесячный доход инстаграмовского топ-блогера составляет в районе миллиона рублей, подсчитал по просьбе "РГ" основатель студии разработки и интернет-маркетинга CLOUDUNITСергей Чиннов. Другой вопрос, что значительная часть выручки тратится на зарплату команды. Но даже при этом речь идет о серьезных барышах, которые внезапно в один момент могут исчезнуть.

Выгодное дело, конечно, и в Telegram с "Одноклассниками" остается выгодным. Но это кажется нам, обывателям и залипателям. Инстаблогер Анастасия Полянская (50 тысяч фолловеров) для нас, что называется, "подсчитала-прослезилась", анализируя процесс перехода людей за своими инстаидолами в ту же "телегу". "Марафонщица" Елена Блиновская стала самой яркой иллюстрацией всех процессов в блогосфере: несмотря ни на какие миграционные процессы и активную агитацию из Instagram в ее же Telegram в первые дни из 5,9 миллиона людей прошло только 126,6 тысячи. Ольга "Дом-2" Бузова за тот же период конвертировала 23,3 миллиона "инсты" в 759 тысяч в "телеге". "Можно по-разному относиться к каждой из них, но они обладают огромной активной фанбазой, - говорит Анастасия Полянская. - Та же Елена Блиновская имеет среди своей аудитории репутацию просветленного учителя, но этого мало для того, чтобы люди перешли за тобой в другую социальную сеть".

Самый серьезный удар от всей этой катавасии с "инстой", по оценкам основателя коммуникационного агентства КА Progress Дмитрия Солопова, ощутили бьюти- и тревел-блогеры. Теперь уж и по заграничным отелям в промотуры не поездишь, да и с заморской одежкой - проблемы. "При этом, - погрузился в проблему наш собеседник, - стоит отметить, что доход потеряют не только блогеры, но и частные предприниматели, самозанятые, а также компании, у которых Instagram был одной из основных площадок привлечения клиентов". Ну и как тут не впасть в депрессию?

В этой ситуации одни сочувствуют блогерам. Другие - из числа жарких инстаненавистников - хейтят. Вот, например, мэр кубанского города Тимашевск Николай Панин во всеуслышание предложил оставшимся без работы (только не смейтесь) инфлюэнсерам пойти в косари, разнорабочие по благоустройству и вообще, так сказать, заняться, наконец, делом. А дело действительно хорошенькое - из бассейна в отеле на Мальдивах окунуться в робу доблестного тимашевского дворника. Тут бы голосовалку поставить - пойдут или нет? Опрошенные "РГ" эксперты уверены: никакими пайками, окладами, отпускными и соцстрахом одну касту в другую не переманить. И в ближайшее время значительная часть инстатусовки пойдет вовсе не в профессиональные училища, а плотно засядет в админках других соцсетей. И узнает, что там к чему, с той же целью заработать. "Думаю, у блогеров минимум несколько месяцев уйдет на то, чтобы собрать свою аудиторию на альтернативных площадках, - прогнозирует Дмитрий Солопов. - Но тотального перераспределения рекламных бюджетов в текущей ситуации на альтернативные площадки не произойдет, поэтому доходы блогеров сократятся естественным образом. Однако массового исхода блогеров, конечно, не будет". Дворники и косари могут не опасаться конкуренции.