22.03.2022 23:00
    Поделиться

    Евросоюз представил свою новую оборонную стратегию

    В Брюсселе объявили о создании "Стратегического компаса" - военной компоненты Евросоюза. Такое решение было принято по итогам заседания министров обороны и министров иностранных дел стран ЕС. В пресс-релизе организации сказано, что текущее состояние международной безопасности требует от единой Европы решительных мер. В качестве главной угрозы ожидаемо указана Россия, чья военная операция на Украине якобы "вернула войну в Европу" и бросает вызов самому существованию ЕС.

    "Стратегический компас - это руководство к действию. В нем излагаются амбициозные планы нашей политики в области безопасности и обороны на следующее десятилетие. Это поможет нам справиться с нашими обязанностями в области безопасности перед нашими гражданами и остальным миром", - объявил на пресс-конференции главный дипломат ЕС Жозеп Боррель.

    Формирование единой европейской армии - это скорее вопрос престижа Евросоюза, чем реальная необходимость

    Среди ключевых положений стратегии выделяется создание европейских сил быстрого реагирования, численность которых достигнет пяти тысяч военнослужащих. Подразумевается, что эти подразделения будут использованы для оперативного военного ответа Евросоюза в кризисных ситуациях. Полностью завершить их формирование запланировано к 2025 году. Кроме того, отмечены и другие приоритеты оборонной стратегии ЕС: регулярные военные учения, создание механизмов гибридного реагирования, противодействие киберугрозам, значительный рост оборонных инвестиций и т.д.

    Евросоюз прямо заявляет, что к принятию "Стратегического компаса" европейцев подтолкнули действия России на Украине. Однако исходный вариант оборонной стратегии ЕС был подготовлен значительно раньше, еще до начала специальной военной операции Москвы, в ноябре 2021 года. Так что Брюссель просто воспользовался ситуацией на Украине, чтобы решить сразу две задачи: показать пресловутое "единство" членов ЕС в противодействии России и параллельно дать понять НАТО, что теперь Евросоюз - самостоятельная единица в военных делах. Но эти амбициозные задумки в реальности больше похожи на "потемкинские деревни", созданные чтобы пустить пыль в глаза простому европейскому обывателю, создав у него иллюзию больших перемен. Во-первых, тот же Боррель подчеркнул, что заявленные шаги вовсе не подразумевают создание полноценной европейской армии, а лишь призваны активизировать военное взаимодействие внутри единой Европы. Поэтому надежды президента Франции Эмманюэля Макрона на создание общеевропейских вооруженных сил, озвученные французским лидером еще в 2018 году, пока останутся несбыточными. Во-вторых, планы по формированию собственной оборонной идентичности, независящей от НАТО, Брюссель вынашивает еще со времен нашумевшего саммита в Сен-Мало в 1998 году. Но, как говорится, воз и ныне там. При этом формирование единой европейской армии - это скорее вопрос престижа Евросоюза, чем реальная необходимость. Трудно объяснить, зачем Европе понадобились свои военные структуры, когда почти все страны Евросоюза уже состоят в НАТО и платят в организацию немалые взносы?

    Серьезно оценивать прогресс единой Европы на пути наращивания своей военной мощи можно будет лишь тогда, когда европейцы предпримут практические шаги в оборонной сфере. Пока "Стратегический компас" выглядит очередной красивой декларацией, по части которых европейские чиновники - большие мастера. Зато появление "Стратегического компаса" очень выгодно Германии, которая недавно анонсировала резкое наращивание своего оборонного бюджета. И вот уже получается, что это не милитаризация Германии, а забота о будущем Европы.

    "Стратегический компас" - изящное название для оборонной стратегии. Но станет ли ее принятие предвестником кардинальных оборонных перемен в Старом Свете - покажет только время. Главное, чтобы этот компас не завел европейцев в тупик: ведь сейчас его стрелка замерла только в одном направлении - на Восток, в сторону России. А весь компас больше напоминает криво прибитый к забору указатель, отражающий нынешнее состояние конфронтации между Москвой и Брюсселем.

    Поделиться