Очевидная задача федеральных и региональных властей - обеспечение населения основными товарами по приемлемым ценам. Наше правительство поддерживает отрасли, важные для каждого жителя, и это правильно. Помочь можно еще и сняв с производителей лишнюю нагрузку - финансовую, бюрократическую, инфраструктурную.
Решение, не требующее никаких дополнительных средств из бюджета, - отмена обязательной маркировки упакованной воды, молочной продукции, а также системы отслеживания зерна и продуктов его переработки. Все это делается за счет производителей. Кстати, новые контрольные системы работают в основном на импортном оборудовании, то есть еще и создается дополнительная зависимость от иностранных производителей.
При этом за все цифровые нововведения платит конечный потребитель - граждане. Хотя получаемая с помощью систем информация доступна и без них. Каждая партия товара имеет сопроводительные документы, сертификаты соответствия, товаро-транспортные накладные и прочее. В случае необходимости установить происхождение любого товара можно и сейчас. Маркировка лишь упрощает работу контролирующим органам.
Второй важный момент, на который необходимо немедленно обратить внимание, - пошлина на экспорт зерна. В последние годы Россия планомерно увеличивала свою долю на международном рынке и вытесняла конкурентов за счет цены и качества продукции. До этого года мы лидировали в экспорте пшеницы. Точечные и целенаправленные вложения из бюджета страны, труд, смекалка и профессионализм наших аграриев позволили добиться существенных успехов.
Серьезный удар по рынку пшеницы и местным производителям нанесли экспортные пошлины. Раньше стоимость зерновых была предсказуемой и конкурентной, теперь же второй год подряд вводимые ограничения приводят к росту цен на мировом рынке. Ошибаются те, кто считают, что сельхозпроизводители от этого выигрывают и получают больше денег. Конъюнктура не дает.
Нынешние события добавили еще и проблем с логистикой: иностранные партнеры, получившие в феврале квоту на вывоз зерна из России до 30 июня 2022 года, приостановили работу в РФ.
В июле 2021-го пшеница стоила менее 200 долларов за тонну. За прошедшее время цена выросла в полтора-два раза. Ранее аграрии США, Канады и других стран, которые не выдержали конкуренции с нашей, сократили посевные площади под пшеницей. Теперь же они снова начнут увеличивать посевы, вытесняя российское зерно с мирового рынка. Переход наших сельхозпроизводителей с выращивания озимой пшеницы на другие культуры потребует колоссальных инвестиций. Таких средств в ближайшие годы у нас не будет.
Аграриям не нужна ни высокая, ни низкая цена на их продукцию. Им нужна стабильность. Это основа процветания любого бизнеса. Сегодня же повторяется ситуация, которая сложилась в первый год, когда ввели пошлину: аграрии теряют больше, чем получает государство. Это связано с тем, что ее размер привязан к биржевой стоимости пшеницы и меняется еженедельно, так что предсказать величину пошлины на момент отгрузки невозможно.
Весь риск экспортеры закладывают в закупочную цену, делая выращивание пшеницы для аграриев почти нерентабельным. И уже сейчас озимых в стране посеяно меньше, чем в прошлые годы. На парижской бирже тонна пшеницы стоит 52,2 тысячи рублей. Российские производители продают ее по 17 тысяч. Пошлина составляет 86 долларов за тонну. Разница не доходит ни до государства, ни до аграриев. Пора обратить на это внимание.
Мы уже предлагали ввести пятипроцентную пошлину, а деньги направлять на дотации производителям хлеба. Таким образом, вопрос цены на этот продукт исчезнет в России навсегда. Так же надо решать вопрос с дотациями на молоко и мясо. Необходимо упростить получение этих средств аграриями и производителями пищевой продукции.
Еще один аспект, на который вновь хочется обратить внимание, - агрострахование. В новых условиях финансовая стабильность аграриев - это не их частный вопрос, а дело продовольственной безопасности страны. Сельхозпроизводители не доверяют коммерческим страховым компаниям. Нужно создать единую государственную компанию с подразделениями, работающими при минсельхозах, во всех регионах страны. Ее целью должна быть не прибыль, а именно финансовая защита сельхозпроизводителей.