На сегодняшний день в самом западном регионе страны морским промыслом заняты более 12 тысяч человек. Отправку моряков в рейсы осуществляют порядка 20 крюинговых компаний, а с рыбаками работают 14 организаций. Калининградцы зарекомендовали себя как высококвалифицированные специалисты на международных рейсах, поэтому иностранные компании активно заключали контракты с жителями региона. Однако ситуация изменилась в последнее время. Пока одни калининградские моряки не могли вылететь за границу из-за невозможности открыть шенгенскую визу, другие вынужденно оставались на иностранных судах сверх контрактов. Возникли трудности с начислением заработной платы, ведь большинство моряков получали зарплату в иностранной валюте. Разорвались и проверенные временем логистические цепочки. Все это вынудило крюинговые компании в срочном порядке перестраивать свою работу, чтобы обезопасить моряков и по возможности не потерять доходы.
- Сейчас ситуацию держат под контролем, все далеко не так плохо, как могло показаться на первый взгляд, - отметила председатель Калининградской организации Российского профсоюза моряков Людмила Измалкова. - Мы не наблюдаем простоя судов, моряки по-прежнему работают, просто увеличились время и стоимость их доставки на судно. В целом расходы крюинговых компаний возросли на 30 процентов.
Наибольшие проблемы возникли с начислением заработной платы. Как правило, иностранные компании работали с валютными счетами, открытыми в отечественных банках, многие из которых попали под санкции. Вариантов здесь, к сожалению, немного: либо получать зарплату наличными на корабле, либо открывать счета в кредитных организациях, которые не затронула санкционная политика.
Логистическое плечо сильно увеличилось из-за изменившейся визовой политики. Консульства Польши, Литвы и Германии, расположенные в Калининграде, приостановили деятельность по выдаче виз жителям региона. Сегодня шенген морякам открывают только Голландия, Греция и Италия. По словам руководителя регионального профсоюза моряков, калининградцы могут уходить в рейс из тех стран, где от граждан РФ не требуют виз - например Сингапур, Мексика, многие страны Африки. Домой они возвращаются через Турцию или Дубай. При этом, если у моряков есть действующая шенгенская виза, они по-прежнему могут совершенно спокойно уйти в море через польский Гданьск, литовскую Клайпеду или немецкий Гамбург.
Крюинговые компании продолжают внимательно следить за ситуацией, ведь обстановка меняется каждый день.
- Пока сложно предугадать, что будет дальше. В целом мы понимаем, как нам работать, никакой катастрофы не наблюдаем, - подчеркнул руководитель региональной крюинговой компании Юрий Сливченко. - Конечно, стало сложнее. Наша компания с блокировкой рейсов не сталкивалась, но, по словам коллег, знаю, что некоторым крюингам пришлось отменить вылеты моряков. До конца не ясно, как лучше начислять заработную плату. Можно вернуться к наличке, но с твердой валютой не все так просто, ведь существуют ограничения на ее провоз. В месяц моряки получают до 10 тысяч долларов. Провезти большую сумму наличных денег через границу при возвращении домой невозможно. С логистикой дела обстоят проще: мы уже нашли объездные пути через тот же Стамбул, поэтому больших проблем здесь не вижу. В одном я уверен: без работы мы не останемся. Сама история в целом напоминает 2020 год, когда из-за пандемии ввели жесткие ограничения и закрыли границы. Сейчас ситуация повторяется, но уже по другим причинам.
Каких-либо сведений о конфликтах на судах с участием калининградских моряков не поступало. В целом обстановку на международных рейсах оценивают как нейтральную или дружелюбную. Впрочем, сами моряки признаются, что многое зависит от капитана, насколько он способен держать команду и соблюдать нейтралитет.
Сегодня компании перестраивают свою работу довольно быстро. Этого требуют не только зарубежные судовладельцы, которые заинтересованы в высококвалифицированных кадрах из России, но и сами моряки. По этой причине калининградцы не отказываются от международных рейсов даже в непростое время.
P. S.
По данным Международной палаты судоходства (ICS) за 2021 год, российские моряки составляют 10,5 процента от числа работников флота во всем мире. Так, из 1,89 миллиона работников в экипажах состоят 198 123 россиянина, причем 71 652 наших соотечественника относятся к командному составу.