О том, что многие российские компании сегодня успешно выпускают качественные образцы небольших беспилотников малого радиуса действия, говорилось во время совета экспертов Проектного офиса развития Арктики. Отмечалось также, что в России начинают производить и тяжелые беспилотные летательные аппараты, способные доставлять грузы на значительные расстояния. К примеру, в прошлом году на авиасалоне МАКС впервые была представлена новейшая российская разработка - автономный беспилотный комплекс БАС-200, набирающий скорость более ста километров в час, способный находиться в воздухе до четырех часов и перевозить коммерческой груз 50 килограммов.
Напомним: согласно транспортной стратегии РФ, к 2024 году беспилотный и высокоавтоматизированный транспорт России должен занять два процента междугородных перевозок по ключевым магистралям, а к 2030-му - 20 процентов. Кроме того, в России принята концепция интеграции беспилотных судов в единое воздушное пространство страны. Первый этап стартовал в 2022-м - проведение научных и экспериментальных исследований, разработка сервисного и научного сопровождения дронов.
В приоритете - отдаленные и труднодоступные территории РФ. Так, по словам представителя холдинга "Вертолеты России" Алексея Мамотько, недавно проведена "демонстрация возможностей" новейшего беспилотного летательного аппарата для разведки полезных ископаемых на территории страны - аэрогравиметрическая съемка с использованием БПЛА была сделана для Федерального агентства по недропользованию. Результаты испытаний показали, что современные российские беспилотники соответствуют требованиям отрасли и могут применяться для разведки новых месторождений в Арктической зоне. Причем останавливать производство тяжелых российских БПЛА из-за санкций не планируется:
- У нас есть ряд импортных комплектующих, - рассказал на совете арктических экспертов представитель компании. - Но мы проработали вопрос кооперации с отечественными производителями - сейчас получаем подтверждение от российских компаний, что основные агрегаты будут замещены на отечественные аналоги.
Тем временем российские предприятия, выпускающие БПЛА, торопят органы власти:
- Нужно как можно быстрее начинать формировать требования к беспилотным воздушным судам, как малым, так и большим, после чего "спускать" их производителям. Это относится и к модернизации беспилотных воздушных судов для работы в Арктике, - говорилось на встрече.
Кстати, в экономике высоких широт предприятия начинают использовать квадрокоптеры, не дожидаясь разного рода регламентов. В Архангельской области это прежде всего предприятия лесного бизнеса. К примеру, в Усть-Покшеньгском леспромхозе (группа "Титан") беспилотники "работают" уже второй год: они закуплены для всех вахтовых участков. Мастера участков с помощью "летающих контролеров" проверяют, соответствует ли рубка отведенным границам, правильно ли расположены здесь трелевочные волоки, следят за строительством лесовозных дорог и железнодорожных веток на складах предприятия.
Тем временем архангельская служба МЧС применяет беспилотники для мониторинга паводковой обстановки на реках и морских акваториях, воздушной разведки ледовых заторов, а летом - для поиска очагов пожаров в тайге.
Кстати, эксперты по развитию Арктики акцентируют внимание на необходимости выпуска специальных летательных аппаратов, "настроенных" на работу при низких температурах и сильных ветрах Заполярья. Испытания новейших разработок БПЛА проводят сегодня в Арктическом спасательном научно-учебном центре МЧС города Вытегра Вологодской области. А в Архангельске разработкой квадрокоптеров для арктических полетов занимаются сотрудники технопарка Северного федерального университета.
"Почта России" начинает доставлять грузы в Российской Арктике с помощью БПЛА - первый эксперимент успешно проведен в конце прошлого года в Ямало-Ненецком автономном округе. В 2022 году отправка "беспилотного почтальона" на труднодоступные территории Арктики продолжится.