Зрители и маститые критики любят спектакли этого театра - для детей и взрослых, с куклами и без них. Недавняя премьера - "Электровоз ВЛ 10", сценическая версия и постановка Марины Солопченко, спектакль по текстам Дмитрия Данилова, уже назван большим событием. Это вторая режиссерская работа актрисы, первая - "Три сестры. Игра в солдатики" в театре Григория Козлова "Мастерская", 2021 года. Художник спектакля - Эмиль Капелюш. Заняты два актера - Марина Солопченко и Ренат Шавалиев.
Пьесы Данилова "Человек из Подольска", "Свидетельские показания", "Сережа очень тупой" активно ставят в России и за рубежом. И Марина Солопченко играет женщину-полицейского в спектакле театра "Приют комедианта" "Человек из Подольска". Но в основе "Электровоза ВЛ 10" - ни пьеса, ни рассказ, а несколько стихотворных произведений (верлибры) популярного автора.
"Я называю их текстами, и Дмитрий Данилов не против. Они поразили меня своей актуальностью, - рассказала "РГ" Марина Солопченко. - Данилов - гуманист, он жалеет и любит людей, в его стихах весь спектр эмоций - от иронии до жалости. Мне близко его отношение к людям. И неожиданные повороты в произведениях (пьесах, романе "Саша, привет!", в стихах). Так и возникло желание об этом говорить".
Первое стихотворение - "Спаси нас". Женщины, мужчины - старушка, девчонка, алкоголик, бомж, одинокая женщина, оставленная мужем - обращаются к Пресвятой Богородице, просят помощи - денег, работы, "сдохнуть скорее"… "У меня двое детей, муж бросил, мать больная…", "Меня уволили с работы", "Я не поступила в институт"… Всех персонажей играет Марина Солопченко.
Дальше - "Господи, не мучай меня". "Печаль будет длиться вечно" - про Ван Гога, голландского художника-постимпрессиониста, рассказчик - Ренат Шавалиев. Следующий - "Любовь к Родине": "Я люблю мою Родину, люблю мою страну, я не стыжусь этого - любить свою Родину..."
"Любовь к России многим из нас понятна, близка. Это и мои мысли, - продолжает актриса. - Мучительное чувство, поиск взаимности - хочется, чтобы и Родина тебя полюбила. Во всех стихотворениях присутствует музыка. Я спросила Данилова про его любимые группы. В финале у нас звучит "рыдательная песня" Ника Кейва, простая, как даниловские стихи, но мощная, под которую можно рыдать. Ренат играет на баяне, мой сын сделал подстрочник - не литературный перевод с английского, который произношу я:
Поди, сынок, спустись к водичке и посмотри, как там рыдают женщины.
Папа, скажи, а почему все женщины рыдают?
Они плачут из-за своих мужей.
А теперь поднимись в горы и посмотри, как там рыдают мужчины. Они плачут им в ответ..."
В спектакле есть человечек со спичечными ручками, который потом вырастает в большую куклу.
"Речь идет о маленьком человеке. Он хрупкий, из пробки и спичек. Из моего детства, - рассказывает Марина Солопченко. - Когда родители были молодыми, у нас всегда было много народу в доме, и папины друзья развлекали меня: делали жирафиков, собак из винных пробок и спичек. Эмиль Капелюш придумал: наш человечек становится большим, вырос. А потом он умирает, и летит его душа…"
"Электровоз ВЛ 10" - такое тяжелое и уж точно некоммерческое название, непродаваемое…
"Здесь отношение человека к важным вещам - к Богу, Родине, друг другу. Три важных составляющих нашей жизни. Все объединилось, связалось поездом, - продолжает Марина Солопченко. - Как говорить со сцены о наших чувствах к Богу? Что мне очень импонирует - отсутствие у Дмитрия Данилова пафоса. Он настолько просто говорит о важных вещах. Герои случайно встретились. Было или не было? Поезд жизни. Знаю, что автор любит поезда, поездки, путешествия, поэтому - электровоз. Это смысловое название. О коммерции я не думала".
Ренат Шавалиев, ученик Руслана Кудашова. Он занят в спектаклях петербургских театров: Karlsson Haus, Большой театр кукол (БТК), "На Литейном", "За Черной речкой", "Открытое пространство", Эстрады:
"С Мариной Солопченко мы познакомились несколько лет назад в БТК, когда участвовали в спектакле "Польвероне" по притчам Тонино Гуэрры. А потом встретились на спектакле "Трюк" по роману Эрика Шмитта "Оскар и Розовая Дама" - в театре "За Черной речкой". И в спектакле "Гекатомба. Блокадный дневник" в театре "На Литейном" мы тоже вместе играем. Все это работы Яны Туминой.
Когда была пандемия, Марина Геннадьевна репетировала "Электровоз ВЛ 10" сольно, а потом пригласила меня. Поскольку я не только актер, но и баянист, я неплохо вписался. Моему внутреннему миру созвучны стихи Дмитрия Данилова - свободные от рифмы, свободные и по содержанию. Я загорелся идеей, потому что для меня стихи - непривычная форма, мне были очень интересны репетиции.
Стих "Господи, пожалуйста, не мучай меня" - это обо мне, о нашей стране, о нашей жизни, он, как мне кажется, близок каждому. Мне очень близки образ электровоза, который одновременно пугает и восхищает, образ железной дороги. Я часто ездил на поезде из Омска в Питер. Помню стоянки, бабушек, продающих картошечку, курочку, пирожки, курение в тамбурах, разговоры с попутчиками… Это настоящая Россия, моя, плацкартная, Россия, в которой мы все едем.
Когда мы репетировали, вспоминали повесть "Желтая стрела" Пелевина, там тема бесконечного поезда, в котором герои мчатся через пространство и время. У Данилова: "Россия - это железнодорожный переезд, мимо которого несется в снежном облаке бесконечный поезд".
Песню "Кирпичики", которую я пою в спектакле, я посвятил маме. Моя мама родом из Сибири. В 15 лет пошла работать на Первый кирпичный завод. Как, собственно, и герой песни. Она была 11-м, старшим ребенком в семье, поэтому и помогала своей маме прокормить семью. В спектакле я пою: "На заводе том Людку встретил я..." Это тоже не случайно: мою маму зовут Люда. В оригинале песни герой встречает Раю, но поскольку эта песня стала настолько популярной и текст постоянно переделывался, в зависимости от времени, я позволил себе изменить имя на Людку. И таким образом я во время спектакля вспоминаю свою маму.
Справка "РГ"
Театр Karlsson Haus - негосударственный, создан группой петербургских кукольников в 2006 году. Удостоен множества наград международных фестивалей. Здесь выпускают спектакли такие мэтры кукольного театра, как Алексей Лелявский, Евгений Ибрагимов, Борис Константинов, Петр Васильев, Анна Иванова-Брашинская, а также молодые авторы-дебютанты.
Karlsson Haus работает по проектному типу: нет постоянных режиссеров и художников, как нет у театра и собственных мастерских. Каждый спектакль - уникальный проект, а работа над любой постановкой начинается со сбора новой команды.