22.03.2022 21:50
    Поделиться

    Рынок недополучит до 1 млн баррелей нефти в сутки из-за аварии в Черном море

    Из-за аварии на морском нефтеналивном терминале под Новороссийском отгрузка нефти Каспийским Трубопроводным Консорциумом (КТК) может сократиться на 1 млн баррелей в сутки, заявил замминистра энергетики Павел Сорокин.

    Сейчас остановлена работа двух выносных причальных устройств (ВПУ) из трех. Причинами аварии стал аномальный шторм (5 баллов) и шквальный ветер (31 метров в секунду) на Черном море. Ремонт выносных причалов может занять полтора-два месяца, считают в Минэнерго.

    Первоначально был остановлен только один ВПУ, но после дополнительного обследования второго ВПУ водолазами было принято решение об остановке и второго причального устройства.

    Как отметил генеральный директор КТК Николай Горбань, найденные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства. В этой связи КТК будет вынужден сократить, как минимум, более половины отгрузок нефти. Мы должны исключить любые риски попадания нефти в море, поэтому оборудование будет выведено из эксплуатации, сказал Горбань.

    Мощность нефтепровода, поставляющего нефть из Каспийского региона к терминалам в России, - 67 млн тонн в год. Планируется также увеличение мощностей до 83 млн тонн. В 2021 году по нему было прокачано более 60 млн тонн нефти или около 1,2 млн баррелей в сутки.

    По словам Сорокина, эффект от этой аварии может быть очень серьезным, в том числе затронет работу российских компаний, участвующих в консорциуме.

    В КТК входят компании разных стран. России в лице "Транснефти" принадлежат 24% акций консорциума плюс 7% дочерней компании российской монополии "КТК Компани". Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI), в том числе в сотрудничестве с российскими компаниями "Роснефть" и "Лукойл".

    Как отметил эксперт ИРТТЭК Кирилл Родионов, по нефтепроводу прокачивалась низкосернистая нефть из Казахстана. В Новороссийске она загружалась в танкеры и отправлялась покупателям, крупнейшие из них - Италия, США, Китай, Турция, Франция и Испания.

    По мнению эксперта, нефтяной рынок сейчас и так сильно перегрет, а объемы поставок КТК - меньше одного процента от мирового потребления, поэтому значительного влияния на цены авария не окажет, хотя возможен их некоторый рост. А вот проблемы для Казахстана остановка прокачки создаст, поскольку стране либо придется сокращать добычу нефти, либо направлять ее обходными маршрутами, в том числе через Россию.

    Нефть, отгружаемая КТК, не попадала под санкции США против российской экспорта, но, если она пойдет через российскую трубопроводную систему, отделить ее от нашей нефти будет невозможно, отмечает Родионов. С его точки зрения, на ремонт одного ВПУ может потребоваться от трех недель до одного месяца. Одновременно ремонтировать два ВПУ нельзя.

    В КТК отмечают, что одной из главных сейчас задач является оценка возможного ущерба экологии. В консорциуме утверждают, что выхода нефти в море в результате аварии не было. В Росприроднадзоре пока воздерживаются от комментариев, поскольку из-за шторма специалисты службы не могут попасть к месту аварии.

    Поделиться