Андрей, почему вы взялись за тротуары? У нас с ними все так плохо?
Андрей Вагин: Идея возникла несколько лет назад у моего коллеги по Русскому географическому обществу Артема Варданяна. Он предложил создать некий онлайн-путеводитель для людей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы человек видел, может ли он, например, на инвалидной коляске спокойно проехать в аптеку, гастроном, на почту или в другое общественное учреждение. Артем обошел весь город, сфотографировал входы в здания, а я наносил на карту стоянки, парковки, пандусы, кнопки вызова персонала. Словом, была проделана колоссальная работа. В итоге в 2013-2014 годах мы выпустили карту доступности. Она и сейчас есть в Интернете. Но, к большому сожалению, наше детище оказалось совершенно нерабочим. Мы задумались - почему и пришли к выводу: не на том сосредоточили внимание. Допустим, поликлиника или магазин оборудованы пандусом, кнопкой вызова, но какой от них толк, если к зданиям нельзя подъехать на коляске?
Второй раз мы приблизились к теме в 2019 году, когда я решил изучить на доступность двадцать центральных улиц Кургана. В результате еще раз убедился: в городе отсутствует удобная пешеходная сеть. Есть места с хорошим тротуаром, но они не связаны с другими, приспособленными для особых горожан участками, поэтому людям приходится долго петлять, преодолевая препятствия, чтобы добраться до нужного места. Тогда и появилась мысль расширить проект, исследовать всю уличную инфраструктуру: не только тротуары, но и пешеходные переходы, перекрестки, остановки. Словом, сделать еще одну карту, на этот раз недоступности.
То есть ваш проект рассчитан на горожан с инвалидностью?
Андрей Вагин: Не только. К маломобильным относятся временно нетрудоспособные, беременные, люди преклонного возраста, с детскими колясками, малолетними детьми, тяжелой поклажей, например тележками и т. д. Достаточно сказать, что около 30 процентов жителей Кургана - пенсионеры. А если подсчитать всех маломобильных, наберется добрая половина населения. К сожалению, даже в многолюдных общественных местах встречаются препятствия. Однажды, например, я увидел, как возле парка Победы в месте перехода молодые родители перетаскивали коляску с малышом через высокий бордюр. "Неудобно, - говорят. - Но мы привыкли". И в этом "привыкли" такая обреченность…
Для тротуаров и бордюров существуют строительные нормы. Если они нарушены, такую работу не должны принимать.
Андрей Вагин: Летом 2021 года вступили в силу новые правила, регулирующие доступность пешеходно-тротуарной сети для маломобильных групп. В них прописано все: ширина тротуара, высота бордюра, перепад высот в местах съезда на проезжую часть и т. д. Когда я применил данные, полученные мной в 2019-м, к новым ГОСТам, оказалось, что доступность города за это время упала в разы. Простой пример: съезд с тротуара на пешеходный переход следует делать плавным, практически бесшовным, а у нас сплошь и рядом бордюры, уклоны. Выходит, все новые участки, обустроенные по старым нормам, доступными не считаются.
А вы общались на эту тему с чиновниками?
Андрей Вагин: На мои запросы о несоответствии тротуаров ГОСТам в администрации отвечают: все сделано правильно, по закону. Кстати, хороший опыт взаимодействия с властями у наших коллег-тюменцев. В прошлом году они отправили примерно 70 запросов по ремонту бордюров. Почти все требования, за исключением нескольких, удовлетворены, ситуация меняется в течение месяца. Мы тоже рассчитываем, что карта позволит нашей администрации увидеть ключевые проблемные места и исправить недочеты. Кроме того, мы хотели бы предложить внести изменения в муниципальную программу "Доступная среда в городе Кургане". Наша цель - расширить доступную зону, объединить тротуары, превратив их в общую непрерывную цепочку. Точечно ремонт выполнять дешевле, чем полностью менять весь тротуар. Кроме того, намерены нанести на карту все самые популярные учреждения и попытаться проложить к ним путь от ближайших остановок, тротуаров.
В разделе городской программы доступной среды, посвященном показателям результативности, нашла такую информацию: число объектов социальной инфраструктуры, к которым обеспечен доступ инвалидов, увеличится с 264 в 2018 году до 268 в 2022-м. Правда, не указано, что это за объекты.
Андрей Вагин: Мы прошерстили весь Интернет, но такого реестра не нашли. Попытаемся получить список объектов в администрации. Скорее всего, это образовательные, культурные, медицинские учреждения, торговые сети. Действительно ли к ним ведут удобные дорожки и подъезды, без реестра проверить невозможно.
Когда ждать публикации карты?
Андрей Вагин: Карта недоступности появится на сайте mgn.mykurgan.ru примерно в мае и будет постоянно обновляться. Ее смогут дополнять в том числе и жители. К августу мы должны завершить обязательный объем. В Кургане более 500 улиц плюс отдаленные микрорайоны. Планируем обследовать половину улиц, а если успеем, то все. Тротуары объединим в единую маршрутную сеть и покажем, насколько удобно по ним передвигаться.