Ушел из жизни режиссер "Начальника Чукотки"

Не стало Виталия Мельникова, создавшего знаменитые фильмы, любимые многими поколениями: "Начальник Чукотки", "Семь невест ефрейтора Збруева", "Старший сын", "Женитьба", "Отпуск в сентябре" ("Утиная охота"), "Выйти замуж за капитана", "Луной был полон сад", трилогия о России XVIII века "Царская охота", "Царевич Алексей", "Бедный, бедный Павел". "РГ" вспоминает, что говорили о мастере на его юбилее в 2018 году известные актеры, снимавшиеся у него.

Светлана Крючкова, народная артистка России:

- Виталий Мельников - режиссер для меня, можно сказать, роковой, он сыграл огромную роль в моей судьбе - актерской и человеческой, решил мою жизнь совершенно иначе, чем я ее себе представляла. Поменять Москву на Ленинград, по-моему, никто из артистов не решился, обычно поступают наоборот - переезжают в Москву. А я сделала это, и виновник - Виталий Вячеславович. Увидела у него на съемочной площадке оператора Юрия Векслера - маленького, рыжего, веснушчатого, и… насмерть влюбилась! Поехала к любимому мужчине, не раздумывая. Мне было 25 лет.

В 1975 году, будучи одной из ведущих актрис МХАТа, где играла и репетировала главные роли, я поехала на кинопробы фильма "Старший сын". Мне говорили: "Зачем ты туда едешь? Мельников выбирает сейчас между Тереховой и Зайцевой!". На что я, молодая, простодушно ответила: "Ну хоть город посмотрю!". Мне так понравился Ленинград, когда мы были там с театром на гастролях в 1974 году.

Приехала. Сыграла. И Мельников сказал, как потом я узнала от Юры Векслера: "Буду снимать ее". Именно здесь, в Первом павильоне "Ленфильма", проходили тогда пробы на "Старшего сына".

Вообще Виталий Вячеславович обладал удивительным чутьем на актерскую природу - какому актеру какая роль идет. Не боялся брать менее известных артистов или вообще неизвестных.

"Старший сын" - картина чудесная. Еще и потому что мы молодые и влюбленные. У нас тогда были четыре свадьбы! Миша Боярский женился на Ларисе Луппиан, Коля Караченцов - на Люсе Поргиной, я бросила МХАТ и переехала в Ленинград. Коля Никольский (в фильме - жених Нины Сарафановой), мхатовский актер, тоже женился.

Представляете, какая у нас была атмосфера! Евгений Павлович Леонов с нами… У Караченцова и Боярского первые съемки в кино, первая картина. Все работали на подъеме, с удовольствием, такая эйфория!

А через два года Мельников начал снимать "Женитьбу". Они с Векслером придумали, что у меня не будет никакого грима, даже пудры, умытая - и все. И Юра решал все светом и ракурсом. Помните, как Агафья Тихоновна говорит: "Как же это, если я выйду за него замуж и вдруг буду называться Агафья Тихоновна Яичница?". В середине съемок Мельников сказал: "Я не думал, что в тебе так много детского!". Но почему-то стал называть меня "мать". И еще повторял: "Тебе бы Екатерину Вторую сыграть!". Хотя, казалось бы, какая связь между Агафьей Тихоновной и императрицей? И вот, пожалуйста - "Царская охота", Екатерина. Я знаю артисток, которые писали Мельникову: "Возьмите меня на эту роль, я мечтаю о ней, готовилась всю жизнь…". Но он точно знал, кто ему нужен.

Чем хороши его фильмы - их можно пересматривать бесконечно. Я снялась почти в ста фильмах, а самый любимый - "Женитьба". Могу смотреть его в любое время дня и ночи, с любого места.

Виктор Сухоруков, народный артист России:

- Встреча с таким художником - орден, праздник, чудо в жизни человека. Эх, пораньше бы мне встретиться с ним!

Воистину талантливейший человек. В Виталии Мельникове заложен психолог, философ, человек-родитель, который любит актеров. Посмотрите на афиши его фильмов: что ни лицо - то счастье, что ни образ - то красота, что ни фамилия - то величие: Леонов, Даль, Табаков, Ефремов, Крючкова, Борисов, Янковский...

Этот человек олицетворял наше время, жизнь, страну, кинематограф. Без преувеличения. Бог весть, что будет после Мельникова. Но сегодня "Ленфильм", Госфильмофонд, Россия обладают уникальными кинодокументами, художественной ценностью советского, российского кинематографа этого замечательного режиссера.

Оксана Мысина, актриса театра и кино:

- Три раза мы работали вместе - "Бедный, бедный Павел", "Агитбригада "Бей врага!", "Поклонница". Когда я прочла сценарий Мельникова о Павле Первом, то поняла, что лучшего сценария никогда не читала. Мифическая история, грандиозный конфликт героев, много сложных пластов, недоговоренного между строчек... Не знаю, почему Виталий Вячеславович доверил мне роль императрицы Марии Федоровны, жены Павла Первого. Я никак не подходила - высоченная, весила на 30 килограммов меньше, но у нас на съемках возник контакт, это какое-то чудо!