В Берлине считают, что поставки оружия на Украину поддержат немецкую экономику

По словам министра обороны Германии Кристине Ламбрехт, на складах бундесвера практически не осталось оружия, которое можно было бы отправить на Украину. Однако прекращения поставок это не означает. Берлин намерен загрузить заказами для Киева оборонную промышленность и таким образом помимо выполнения союзнического долга еще и поддержать собственную экономику.
пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС

На днях немецкое правительство засекретило всю информацию о поставках вооружения Киеву, обосновав данный шаг стремлением обезопасить транспортные конвои. Но насколько можно понять, на Украину до сих пор направлялось в основном старое оружие и снаряжение, предназначенное в немецкой армии для списания или утилизации. Это следует как из опубликованного на этой неделе ответа правительства на запрос депутатов фракции ХДС/ХСС в бундестаге, так и из сообщений немецких СМИ. Изданию Welt, в частности, на прошлой неделе удалось выяснить, что из обещанных Киеву 2700 ПЗРК "Стрела", принадлежавших когда-то армии ГДР, передано украинской стороне пока только 500 штук, а еще как минимум 700 комплексов оказались просто непригодными к использованию в силу своего возраста.

Для Германии с ее практичностью подобный подход, в принципе, вполне типичен. Точно так же, например, Берлин поступил в прошлом году с ненужными ему запасами векторных вакцин против коронавируса, передав их на безвозмездной основе развивающимся странам, и в том числе Украине. Немцы таким образом получили двойную пользу - не только оказали помощь, которая в политике, как правило, всегда выступает еще и в качестве инструмента "мягкой силы", но и заодно освободили склады под новые РНК-вакцины собственного производства.

Однако бундесвер и сам сейчас находится не в самом лучшем материально-техническом положении, и поэтому даже старая техника, с которой он готов был расстаться, судя по всему, быстро закончилась. Те же отправленные в феврале на Украину каски, из-за которых было так много споров, хотя и устарели, но по-прежнему используются немецкими солдатами - процесс замены на новые идет, но из-за недостатка средств происходило это крайне медленно. "В настоящее время мы почти ничего уже не можем поставить из имеющихся запасов бундесвера", - заявила Кристине Ламбрехт в воскресенье вечером в эфире телевизионного ток-шоу Anne Will. "Но мы можем купить оружие", - добавила при этом министр.

Деньги на закупки вооружений для Украины есть. В понедельник глава МИД Германии Анналена Бербок подтвердила намерение Евросоюза выделить на эти цели второй транш в размере 500 миллионов евро. Почти треть от этой суммы, то есть 130 миллионов, предоставит, по словам министра, Берлин. Какие-то дополнительные суммы на поставки оружия Киеву Германия, по всей видимости, потратит еще и сама - вне рамок Евросоюза.

Для немецкого бюджета все это не только расходная статья, но еще и инвестиции в собственную экономику, которая сейчас испытывает проблемы как в связи с потерей российского рынка и высокими ценами на энергоносители, так и по причине общемировой рецессии, ставшей следствием пандемии. Анонсируя полумиллиардный транш Евросоюза, Бербок добавила, что правительство Германии проследит за быстрым выполнением заказов для Украины немецкой оборонной промышленностью. Однако уговаривать и подгонять оборонщиков, видимо, не придется. Франц Йозеф Юнг, бывший немецкий министр обороны, а ныне член наблюдательного совета оборонного концерна Rheinmetall, уже, например, заявил, что его компания готова прямо сейчас предложить поставки противотанковых ракет и ПЗРК.

Представители немецкого ВПК уже подсчитывают прибыли, которые они получат за счет резко возросших поставок вооружений - как Украине, так и армиям европейских стран, включая бундесвер. Тот же Rheinmetall планирует увеличить свою прибыль по итогам этого года на 20 процентов и уже набирает дополнительно несколько тысяч сотрудников на свои заводы - чтобы справиться с нарастающим потоком заказов. На подъеме, впрочем, сейчас практически вся оборонная промышленность. За последние несколько недель акции компаний в отрасли выросли как минимум в полтора-два раза. Бумаги Rheinmetall подорожали с 90 до 180 евро, компании - производителя сенсорного оборудования для военной техники Hensoldt - с 12 до 28 евро, а поставщика стрелкового вооружения Heckler&Koch - с 80 до 140 с пиком в 240 евро в первых числах марта.

Оборонная промышленность вполне может компенсировать потери немецкой экономики в других связанных с гражданским производством отраслях. Так же, как в прошлом году это сделала немецкая фарминдустрия, обеспечив значительную долю прироста ВВП за счет поставок вакцин на европейский рынок. В правительстве Германии все это, конечно, хорошо понимают. Поэтому Берлин сейчас легко тратит миллионы на оружие для украинской армии и миллиарды - на перевооружение собственной. Ведь в конечном итоге все эти траты представляют собой не столько вклад в безопасность, сколько антикризисную финансовую помощь собственной экономике, а также инвестиции в развитие ВПК, который в нынешние неспокойные времена вполне может стать очередным флагманом немецкой промышленности.