23.03.2022 17:32
    Поделиться

    Авария в Черном море может усилить дефицит нефти в Европе

    Авария на морском нефтеналивном терминале под Новороссийском Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) может серьезно отразиться на мировом рынке нефти, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, на ликвидацию последствий аварии уйдет примерно полтора-два месяца, и в этот период объем нефти КТК, отгружаемый через Новороссийск, не будет поставляться на рынок.
    Юрий Березнюк/ТАСС

    Авария произошла из-за сильного шторма (5 баллов) и шквального ветра (31 метр в секунду). Сейчас работа терминала полностью остановлена. Прокачка по трубопроводной системе пока идет, но резервуарный парк заполнится к вечеру 24 марта, после чего она также будет остановлена, сообщил генеральный директор КТК Николай Горбань Первому каналу.

    Пока не обследовано одно из трех выносных причальных устройств (ВПУ), два других оказались повреждены штормом. Если последний ВПУ также окажется неисправным, то работу морского терминала придется полностью остановить. Если же на последнем ВПУ не будет найдено повреждений, то, по словам Горбаня, в марте-апреле этого года отгрузка нефти КТК через Новороссийск может сократиться в 3-5 раз.

    В 2021 году через российский порт КТК отгрузила 60,7 млн тонн нефти, добытой в Казахстане. Это в среднем около 1,2 млн баррелей в сутки. То есть в лучшем случае отгрузки сократятся на 800 тысяч баррелей в сутки. Этот объем - чуть менее 1% от ежедневного мирового потребления (около 98 млн баррелей в сутки). Но это общая статистика, а важны детали. Почти вся нефть, отправляемая из Казахстана через Новороссийск, поставляется в Европу (до 85% от объема прокачки). Остальная часть приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и США (около 2% отгрузок).

    Рынок отреагировал на сообщение об аварии умеренным ростом. Цена Brent поднялась со 114 долларов за баррель до 119 долларов. Но причиной роста стала и информация о снижении ее запасов в хранилищах США. Сдержанная пока реакция рынка на возможные перебои с поставками каспийской нефти объясняется тем, что ее дефицит будет локальным и затронет главным образом Европу.

    Предложение нефти на мировом рынке из-за аварии на морском терминале КТК может сократиться

    Нефтяной рынок сейчас и так сильно перегрет, поэтому значительного влияния на цены авария не окажет, хотя возможен их некоторый рост, считает эксперт ИРТТЭК Кирилл Родионов.

    Основными покупателями казахской нефти, отправляемой через Новороссийск, являются Италия, Нидерланды, Франция, Испания, Румыния и Греция. Естественно, они будут искать выпавшие с рынка объемы нефти КТК у других поставщиков.

    По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, возможно увеличение поставок из России. Вероятно, что дисконт российской нефти Urals к Brent (который в моменте достигал 40 долларов за баррель) снизится. Так же, как вариант, может быть принято решение о продаже нефти из стратегических резервов странами-импортерами, чтобы частично компенсировать дефицит, считает Скрябин.

    Для экспорта нефти в страны АТР у Казахстана есть другие маршруты, а вот для поставок в Европу остается только маршрут через Россию. Но если казахская нефть попадет в трубопроводную систему России, то смешается с нашей нефтью, которая имеет другие характеристики. Российская нефть Urals считается сернистой, близкой к высокосернистым сортам. Казахская нефть низкосернистая, больше близка к североморскому сорту Brent и североамериканскому WTI. В результате нефть КТК станет ниже качеством и дешевле.

    Также сомнительно, что авария на морском терминале вызовет увеличение спроса на российскую нефть. Нефтеперерабатывающие заводы настроены на переработку нефтяных смесей с определенными характеристиками, и просто так взять и заменить один сорт нефти на другой не представляется возможным.

    Участники рынка будут искать сорта, близкие по свойствам к нефти КТК, считает главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин. По его мнению, вряд ли Urals будет рассматриваться как возможная замена - это более тяжелый и сернистый сорт. По этой причине скорее европейцы увеличат закупки американской или ближневосточной нефти, а не российского сорта Urals. В США недостаток нефти КТК на рынке, скорее всего, даже не почувствуют, туда в прошлом году было отправлено чуть более 1 млн тонн нефти, а отгрузка в страны АТР, вероятно, останется на прежнем уровне.

    А вот влияние на сделку ОПЕК+ авария в Черном море оказать может. Во-первых, Казахстан участвует в нефтяной сделке, по-видимому, в ближайшие два месяца увеличивать производство "черного золота" не сможет. Во-вторых, выпадающий объем в 0,8-1,2 млн баррелей в сутки равен двум-трем месяцам запланированного ОПЕК+ наращивания добычи нефти.

    Инфографика "РГ"/ Антон Переплетчиков/ Сергей Тихонов

    Впрочем, по мнению Скрябина, принятие решений со стороны ОПЕК+ по темпам добычи строится на основании более долгосрочных прогнозов спроса и предложения. К тому же резко нарастить добычу на 1 млн баррелей в сутки не представляется возможным чисто технически.

    Последнее подтверждает статистика. Страны ОПЕК+ уже отстают почти на 1 млн баррелей в сутки от планов по увеличению добычи. В соответствии с графиком производство в последние месяцы наращивают только три крупных страны - экспортера нефти - Россия, Саудовская Аравия и ОАЭ.

    Больше всего из-за снижения отгрузки каспийской нефти через Новороссийск пострадают страны Европы

    Что касается самой аварии в Черном море, одной из главных сейчас задач является оценка возможного ущерба экологии. В консорциуме утверждают, что выхода нефти в море в результате аварии не было. В Росприроднадзоре пока воздерживаются от комментариев, поскольку из-за шторма специалисты службы не могут попасть к месту аварии.

    По словам Горбаня, остановка работы терминала была произведена прежде всего для того, чтобы не допустить разлива нефти. Он также был вынужден констатировать, что в КТК столкнулись с недобросовестным поведением партнеров. Консорциуму на сегодняшний день отказано в поставке плавучих шлангов всех типов и размеров, а также гидрокомпенсаторов. "Нам отказано в поставке запчастей для шарниров, потому что ВПУ у нас вращается вокруг своей оси, и вот эти запчасти, необходимые нам периодически, но на сегодняшний день поставки нет. Даже те авансовые платежи, которые были проведены в декабре месяце, на сегодняшний день Imodco, Blue Water, GoldThompson - это те иностранные поставщики, которые поставляют и поставляли до этого, официально нас известили о том, что отказываются с нами дальше сотрудничать и поставки произведены не будут", - сказал глава КТК.

    В КТК входят компании разных стран. России в лице "Транснефти" принадлежат 24% акций консорциума плюс 7% дочерней компании российской монополии "КТК Компани". Остальные 69% акций принадлежат компаниям из Казахстана, США (Chevron, Exxon), Нидерландов (LUKARCO), Великобритании (Shell) и Италии (ENI), в том числе в сотрудничестве с российскими компаниями "Роснефть" и "Лукойл".

    Поделиться