23.03.2022 09:44
    Поделиться

    Воронцовский дворец приоткрыл свои тайны к 100-летнему юбилею

    За последние 100 лет алупкинский дворец дважды чудом избежал уничтожения, был официальной резиденцией британского премьера Уинстона Черчилля в дни Ялтинской конференции 1945 года, а сегодня по праву признан английскими архитекторами лучшим творением их земляка Эдварда Блора.

    На "Армению" не успели

    На самом деле Воронцовский дворец гораздо старше, чем его нынешний музейный статус. В 2028 году будет отмечаться 200-летие с начала строительства южной резиденции графа Воронцова. В марте 1922-го он вместе с семью другими дворцами полуострова стал учреждением культуры. Тогда сохранением и учетом памятников занимался специально созданный отдел - Крымохрис. В кратчайшие сроки из брошенных ялтинских имений русской аристократии собрали 15 тысяч экспонатов для будущих экспозиций. К концу 1921 года в Воронцовском дворце было 40 тысяч предметов искусства и интерьера.

    - Но через несколько лет возобладала другая доктрина, Крым стал всесоюзной здравницей для трудящихся, - рассказал заместитель директора Алупкинского музея-заповедника Константин Касперович. - Тогда Ливадийский дворец стал санаторием для колхозников. В 1927 году был ликвидирован Крымохрис, а год спустя дворец остался единственным из восьми, сохранившим музейный статус. Новые трудные времена ожидали его в годы Великой Отечественной войны. При отступлении Красной армии Алупка на несколько дней осталась без власти, всех сотрудников музея загодя уволили, неизвестно куда исчез его директор Андрей Щербатюк. Чтобы памятник не достался врагу, здание дворца должны были сжечь. Уже горел дворец Дюльбер, малый Ливадийский дворец, многие здания в самой Ялте. Тогда от уничтожения Воронцовский спас старший научный сотрудник музея Степан Щеколдин. Вместе с бойцами истребительного батальона, размещавшимися в Шуваловском корпусе дворца, он предотвратил поджог. В эти и последующие дни едва не погибла большая часть коллекции музея.

    Теплоход "Армения" на котором ее должны были эвакуировать, затонул в результате немецкой бомбардировки. В залах и коридорах дворца остался без движения 101 большой ящик, каждый из которых был наполнен предметами музейной коллекции. Еще 43 ящика лежали прямо на причальной стенке мола ялтинского порта. Щеколдину удалось убедить немцев вернуть 18 ящиков в музей, но 18 других попали в руки команды мародеров Альфреда Розенберга, руководившего разграблением культурных ценностей на оккупированных территориях.

    - Еще семь ящиков разграбили в порту, - рассказал Константин Касперович. - В основном это были картины и гравюры из коллекции Русского музея, перед войной экспонировавшиеся в Алупке.

    Откуда здесь взяться Хогарту?

    В дальнейшем Щеколдину удалось получить от Розенберга охранную грамоту, запрещавшую немецким комендантам трогать что-либо из предметов дворца без специального разрешения рейхскомиссариата. Под руководством Щеколдина музей в Алупке продолжал работать в годы оккупации. В это время его посетил король Румынии Михай I со свитой и фюрером этой страны Ионом Антонеску. Возможно именно тогда они присмотрели себе в Крыму ценности. Из рассекреченных ФСБ документов стали известны новые подробности ограбления Воронцовского музея.

    Из протокола допроса бывшего командующего 17-й армией вермахта в Крыму Эрвина Йенеке:

    "Весной 1944 года через майора Виарда из отдела Т-3 я получил приказ о передаче румынскому военному министру семи музейных редкостей из дворца Воронцова. Мною было передано в Симферополе генералу Швабу несколько книг на древнем румынском языке, кинжалы с древними румынскими надписями и две вышитые картины, изображающие персидского шаха с женой".

    И все же многие ценности из коллекции Воронцовского дворца в годы войны удалось спасти от разграбления. Часто это было связано с хитростями, на которые пускался Степан Щеколдин.

    - В нашей экспозиции есть картина британского живописца Уильяма Хогарта "Политик". Граф Воронцов купил ее будучи в Англии и привез в свое крымское имение. Немцы благоговели перед его творчеством, ни одной картины Хогарта не было на территории Германии, и тут такая удача - в Крыму она висит на стене музея, - рассказал Константин Касперович. - Конечно они тут же решили, что она должна быть вывезена в Третий рейх, где ей найдется достойное место. Тогда Щеколдин сказал эмиссарам Розенберга: "Господа, ну посудите сами, откуда в Крыму подлинный Хогарт, конечно, это подделка". Те проверять не стали, поверили на слово, иначе у нас сейчас не было бы этого полотна.

    Второй раз Щеколдин спас Воронцовский музей от уничтожения при отступлении немцев. Они также собирались взорвать дворец. После войны бывший хранитель музея Степан Щеколдин отсидел 10 лет в лагерях за сотрудничество с оккупантами. Его личность и роль в сохранении алупкинского комплекса до сих пор вызывают споры у современников, но есть документальное свидетельство благодарности маршала Толбухина Степану Щеколдину за спасение дворца и его коллекции в годы войны.

    После Ялтинской конференции в феврале 1945 года музей был закрыт. На непродолжительное время он стал госдачей. А в 1952 году на его базе был создан санаторий "Ай-Петри". Как ни странно, этот период стал самым тяжелым для музейной коллекции. Ввиду закрытия учреждения культуры его коллекцию стали вывозить по разным адресам. Книги из библиотеки были частично отправлены в Москву, картины разошлись по городам Советского Союза вплоть до Красноярска. Одна из них и сейчас экспонируется в Донецке. Но в 1956 году санаторий упразднили, и дворец вновь стал музеем, чтобы больше уже никогда не терять этот статус.

    От юбилея к юбилею

    Украинский период в истории Воронцовского дворца оставил у сотрудников двойственные впечатления.

    С одной стороны, в это время музей расширил свои границы далеко за пределы девяти парадных залов дворца, к нему присоединили Массандровский дворец Александра III, в Крыму появились первые музеи-заповедники с множеством объектов на большой территории. С другой, это время неразрывно связано с бесконечными посягательствами на ту же землю, которая приглянулась кому-то, с дефицитом денег, потому что музеи перевели на режим самоокупаемости, с желанием отобрать и куда-то передать экспонаты, наконец, с банальным воровством. В 1993 году из музейного помещения было украдено несколько скульптур, две из которых по сей день находятся в розыске.

    За восемь последних лет Воронцовский музей экспонировал предметы из своей коллекции в Царском селе, Павловском и Гатчинском музеях Петербурга. Прямо сейчас произведения искусства из Алупки экспонируют в московском Царицыно.

    - Сегодня в коллекции музея свыше 28 тысяч предметов, рассказал директор Алупкинского музея-заповедника Александр Балинченко. - За исключением паркета и обоев в некоторых помещениях все здесь подлинное, каким оно было во времена Воронцова.

    Сотрудники Алупкинского музея поддерживают связи со своими европейскими коллегами. Осенью здесь намечены "Французские сезоны". Сейчас часть музейного комплекса находится в лесах, идут ремонтно-реставрационные работы на кровле. 200-летний юбилей с начала своего строительства дворец встретит свежим и почти юным.

    Справка "РГ"

    Граф, князь Михаил Семенович Воронцов - герой войны 1812 года, выдающийся русский государственный и военный деятель. В битве под Бородино Воронцов командовал 2-й сводно-гренадерской дивизией, был ранен штыком. Во Франции командовал 36-тысячным оккупационным корпусом. Покидая эту страну, из собственных средств уплатил 1,5 миллиона рублей долгов русских перед французами. Под руководством Воронцова расцвела Одесса и другие города юга России.

    Поделиться