- Выходим с восходом солнца. Оденьтесь потеплее, а то в степи холодно. Возьмите что-нибудь от дождя. И не забудьте посох. На трех ногах идти легче, чем на двух, - посоветовал по телефону организатор паломничества Церен Бакши из Буддистского союза Калмыкии.
- А трекинговые палки взять можно? - интересуюсь я. - Ног-то тогда получится аж целых четыре.
- Можно и палки, - слышу в трубке.
В 6.00 я на месте сбора у буддистского сооружения ступы Примирения. Сразу чувствую себя неловко со своими пижонскими палочками и огромным рюкзаком за спиной. Паломники отправляются в путь налегке, с небольшими рюкзачками и, да, с настоящими посохами, как и подобает пилигримам. Но сначала - обход ступы и принятие обетов, действующих до следующего восхода солнца. Паломники обязуются не убивать, не красть, не обманывать и вообще вести праведную жизнь. Отдельно звучит пожелание насекомым, которые могут случайно погибнуть под нашими ногами, обрести лучшее перерождение. Затем - мантра закрепления обетов и - в путь. Над нашими головами поднимается разноцветный буддистский флаг.
Всего, включая меня, в группе шесть ходоков. Среди нас выделяются Церен и настоятель строящегося хурула в поселке Ханата Зунгру-лама. Оба - в монашеских одеяниях. У первого на голове - миниатюрная ступа, у второго - буддистские сутры. Остальные - миряне. Юрий из села Садового, Олег из Элисты и единственная в нашей компании женщина элистинка Альма.
Следуем по обочине. Узкая пыльная полоса между асфальтом и степью - наш сухопутный фарватер.
- Для буддиста паломничество - это и накопление заслуг, и отдание почестей священному месту, каковым является Хошеутовский хурул, - говорит Зунгру-лама. - Но и нерелигиозный человек получит духовную и физическую пользу. Во время прошлого недельного паломничества один из наших спутников, например, похудел на семь килограммов. А если у вас есть цель или желание, о которых вы будете думать всю дорогу, то они исполнятся. Да и сам человек меняется во время таких походов.
Пытаюсь определиться с главной целью. Не получается: слишком уж их много. Наверное, суетный я человек. Уточняю, действительно ли меня ждут перемены.
- А вы хотите измениться? - улыбается он. И успокаивающе кивает, - изменитесь-изменитесь.
У ламы - своя цель. Он отправился в путь, искренне веря, что после этого сдвинется с мертвой точки остановившаяся стройка хурула. Небуддисту трудно понять, как это взаимосвязано, но… "Паломничество поможет", - ничуть не сомневается Зунгру-лама.
Альма - паломница со стажем. В дороге она улучшает не только карму, но и здоровье.
- У меня сильные головные боли, и паломничество их снимает, - признается она.
- А я иду, чтобы испытать себя, - говорит немногословный Олег.
Только Юрий не распространяется о цели паломничества. Судя по всему, это что-то глубоко личное.
Количество паломников не бывает постоянным. Люди присоединяются к группе, чтобы пройти день или два. В прошлом году из Элисты отправились четыре пилигрима, а к конечному пункту - ступе База Багши в Сарпинском районе Калмыкии пришли четыре десятка.
Юрий часто нагибается, чтобы подобрать монеты на обочине. Удивительно, сколько денег лежит вдоль трассы в безлюдной степи. Это старый калмыцкий обычай: чтобы поездка была удачной, принято делать подношение дороге.
- К концу паломничества как раз наберете на машину, и будет на чем ехать обратно, - шучу я.
- Не, - качает головой. - Отнесу эти деньги в хурул. Там помолимся за водителей.
Но вскоре собирать монетки ему надоедает. Да и Церен советует оставить дар дороге на месте.
Наступает время обеда. Питаться в паломничестве можно только вегетарианской пищей. Ее готовят и подвозят в оговоренное место помощники. Таким образом кармические заслуги получают те, кто не смог отправиться в путь сам. Организует все Виктор - бывший сотрудник силовых структур, а ныне целитель. Тоже, кстати, в прошлом паломник.
Узнав о приближающихся паломниках, нас встречает на трассе глава Яшкульского района, до которого мы еще даже не дошли. Общее фото на память, приглашение отдохнуть. Но у нас свой маршрут.
- Может, вы нам дождь принесете, - вздыхает глава. - А то погода сухая, трава плохая, скотине есть нечего.
Вечером в степи холодает, но мы успеваем укрыться на животноводческой стоянке, в небольшом домике среди сухого травяного моря, для первой ночевки. Хозяин Мингиян угощает ужином. Вегетарианским, как положено. Церен тщательно выковыривает из нарезанного салата лук.
- Лук уничтожает микробов, а это тоже убийство, - объясняет он. Даже такого вреда буддисты в паломничестве допустить не могут. Я вместе со всеми ем "обезлученный" салат.
После ужина Зунгру-ламу увозит Виктор. Видимо, строительство хурула сдвинулось с мертвой точки и потребовалось присутствие ламы. Церен проводит буддистский обряд для хозяина стоянки, а я проваливаюсь в сон. К восходу мы уже на ногах - гудящих от усталости. Но нужно идти дальше.
- Ради блага всех живых существ, ради того, чтобы помочь, ради того, чтобы освободить, ради уничтожения голода, ради устранения болезней, ради полного совершенствования аспектов пробуждения... - снова звучит знакомый обет на ближайшие сутки.
И опять дорога. Небольшую часть пути с нами идет Мингиян, но далеко уходить он не может: нужно присматривать за скотиной.
К концу второго дня и мне нужно возвращаться в Элисту. Сажусь в машину к Виктору, привозившему ужин к месту очередной ночевки, и вдруг ловлю себя на мысли, что немного завидую паломникам, которые продолжают свой неторопливый путь по бескрайней степи.
Кстати
Хошеутовский хурул, расположенный в селе Речном Астраханской области, был построен после победы в 1812 году над Наполеоном по инициативе калмыцкого князя и героя войны Серебджаба Тюменя. Это единственный уцелевший в советское время калмыцкий хурул. В нем проводились молебны о том, чтобы в мире больше не было войн. Дошедшие до хурула паломники из Элисты тоже провели там свой молебен.
Иволгинский дацан в Бурятии - центр российского буддизма. Здесь находятся десять храмов, пять ступ - субурганов (хранилищ реликвий), университет, оранжерея священного дерева Бодхи, куст с химморинами (лоскутами ткани с молитвами), дома лам и одна из главных буддийских святынь - нетленное тело ламы Итигэлова, которое находится здесь с момента его ухода в нирвану - 95 лет.
Ступа Просветления на острове Огой (Байкал, Иркутская область). В ней находится скульптура матери всех Будд и уникальная для России библиотека оригинальных буддийских текстов весом 750 килограммов. Любопытно, что с воздуха остров похож на танцующую богиню. Кстати, на соседнем острове Ольхон тоже есть знаковое место - алтарь на скале Шамана. По повериям, здесь живет главное божество Байкала.