Суть ее такова: впервые за 30 лет музей представил актуальное ювелирное искусство, или contemporary. Эксперты пока спорят о терминологии, но сходятся в одном: наиболее ярко оно проявляет себя в контрасте с традиционным, благо есть что отрицать и с чем спорить - в этом году отмечается 295-летие ювелирного дела на Урале.
- "Двойная сплошная" - историческое событие для Екатеринбурга, - уверен профессор УрГАХУ кандидат искусствоведения Леонид Салмин. - XX век подвел нас к необходимости смены дискурса, мы говорим не только про красоту, стоимость и статус. Сегодня ювелирное искусство - способ коммуникации, разговор художника и зрителя.
Описывать экспонаты - дело неблагодарное, тем более в любом жанре актуального искусства сопровождающий текст куратора неотделим от самого произведения. Вот, например, серия украшений "Стрекот насекомых" китайской художницы Цзи Ван: непривлекательные жучки, изготовленные из системной платы, фотолинзы и конденсатора. Носить их вряд ли кто-то захочет, но мы же помним: это не про красоту, а про коммуникации. Художник напоминает нам о жучках-подслушивающих устройствах, об утечке личных данных, которая, как назойливое жужжание, раздражает.
Принципиально важно, что экспонаты "актуальные" разместились среди вполне "ортодоксальных", и ошарашенный зритель имеет возможность в любой момент пересечь "двойную сплошную", нырнуть из XXI века в XIX-й, сравнить, подумать. Отдельное спасибо музею за столь мудрое и концептуальное решение.
- Украшения в жанре contemporary часто оставляют за скобками ремесленную выучку, мастерство, выводя на первый план идею, - говорит исполняющая обязанности директора музея Юлия Ильина. - Восприятие актуального ювелирного искусства требует особого интеллекта, соответствующего образования, жизненного опыта и понимания, оно не признает границы, к которым мы привыкли.