23.03.2022 23:31
Поделиться

Умерла Мадлен Олбрайт. Доктрина экс-госсекретаря США была "стратегией напролом"

В США от рака в окружении своих родственников на 85-м году умерла бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт. Это не тот случай, когда о мертвых говорят либо хорошее, либо ничего. Олбрайт, ученица госсекретарей-русофобов Бзежинского и Киссинджера, начавшая руководить американской дипломатией в середине 1990-х годов, с ее неприятием славянского мира, оказалась причастна к зарождению большого количества ставших геополитическими конфликтов, которые тлеют до сих пор в разных уголках планеты, привнося хаос и страдания их жертвам.

Как у "архитектора хаоса" Сороса, выходца из Венгрии, как и у урожденного поляка Бзежинского, у Олбрайт, родившейся в Чехии в еврейской семье, бежавшей от нацизма в Британию, на всю жизнь сохранилась стойкая неприязнь к "коммунистическому Востоку". Показательно, что она ушла в мир иной накануне годовщины начавшихся 24 марта 1999 года бомбардировок Югославии, к которой вместе со своим соратником и шефом Биллом Клинтоном имела самое непосредственное отношение. Позже она утверждала, что сначала бежала от нацистской Германии, а затем и от советского коммунизма. За ней, как отмечали наблюдатели, было решающее слово, когда Клинтон засомневался в необходимости бомбардировок Белграда, разрушивших центр ныне сербской столицы и стеревших с карты мира союзное государство Югославия. Выступая как обычно с непроницаемым выражением лица, Олбрайт называла бомбардировки Югославии "гуманитарной миссией".

Какими же циничными выглядят слова президента Обамы в 2012 года при вручении Олбрайт медали Свободы, подчеркнувшего, что тогдашний госсекретарь способствовала установлению мира на Балканах. "Мира", который на самом деле способствовал разжиганию ненависти между некогда дружелюбными по отношению друг к другу балканскими народами, откровенному геноциду со стороны косоваров сербов, который выразился в сожжении сербских анклавов, истреблению детей, женщин, стариков, убийству молодых сербов и нелегальной продаже их органов богатым пациентам с Запада и Ближнего Востока.

Олбрайт приняла близко к сердцу идею фикс своих наставников об использовании американской мощи в поддержку "американских стратегических интересов и моральных ценностей". Так называемая "доктрина Олбрайт" была стратегией "силы напролом", где отвергаются какие-либо этические нормы, а на обочине истории остаются целые этносы. В 1999 году Уолтер Айзексон из Time так описал доктрину Олбрайт : "Жестко проводимый, полумускулистый интервенционизм, который верит в использование силы, включая ограниченную силу, такую как массированная бомбардировка авиации, если нет ничего более действенного".

Бомбардировки Югославии как раз стали визитной карточкой этой лишенных как раз моральных ценностей доктрины. Когда Соединенные Штаты вторглись под крышей миротворцев в Косово с целью "защиты преследуемого албанского меньшинства", в политических кругах в США происходящее назвали "войной Мадлен", так слишком рьяно и жестко она поддерживала косоваров и настаивала на необходимости проведения скорейшего трибунала над сербскими лидерами и командирами. Благодаря ей оказался в тюрьме в Гааге тяжело больной Слободан Милошевич, над которым устроили откровенно судилище, доведя политика до могилы. Олбрайт сыграла ключевую роль в мирных переговорах 1999 года в Рамбуйе по Косово и Метохии, практически сорвав их и пообещав албанцам референдум через три года, и добиваясь принятия так называемого "приложения Б" по отношению к сербам, которое, по словам даже западных аналитиков, предусматривало оккупационный статус Югославии. Вскоре последовала бомбардировка Белграда. Шесть лет спустя ее спросили, действовала бы она по-другому в 1999 году, и Олбрайт сказала, что "займет даже гораздо более жесткую позицию по отношению к Милошевичу". И вообще она "гордится многими своими шагами на Балканах". Она была и до конца дней оставалась самым большим защитником независимости Косово на Западе: два года назад албанцы установили бюст Олбрайт в Приштине. В конце прошлого года, уже смертельно больная, она заявила, что остается другом Косово на слушаниях в палате представителей конгресса по внешней политике. "Война в Косово и решительное видение ею Олбрайт стали больше, чем просто еще одним региональным конфликтом, - продолжил Айзексон. - Это стало эпицентром дебатов о том, должна ли Америка играть новую роль в мире, роль незаменимой нации, отстаивающей свою мораль, а также настойчиво продвигающей свои интересы для обеспечения стабильности и предотвращения человеческих злодеяний".

Вот что писал обозреватель Майкл Доббс для Washington Post как раз после бомбардировок Югославии в 1999 году: "Трудно представить себе другого человека с таким необычным прошлым, как у Мадлен Олбрайт: бегство от нацизма и коммунизма, похороненное еврейское прошлое (ее родители приняли католичество, переехав в Англию), брак, который привел ее в заколдованный круг американской элиты, развод, который подстегнул ее новую жизнь, ориентированную на карьеру, и, наконец, триумфальный момент января 1997 года, когда она была утверждена госсекретарем". "Мысль о том, что дочь Чехословакии, родившаяся незадолго до начала глобальной войны, когда-то станет первой женщиной-государственным секретарем Америки, не могла вообще быть вообразима", - написала Олбрайт в весьма объемной книге 2003 года "Госпожа госсекретарь: мемуары".

Мария Яна Корбелова родилась 15 мая 1937 года в Праге. Ее называли по-разному Мадла, Мадлан и Мадленка, прежде чем изучение французского языка привело ее к варианту своего имени, которое ей понравилось, Мадлен, пишет издание Politico. 25 марта 1939 года, через 10 дней после вторжения нацистов в Чехословакию, семья Олбрайт бежала, поселившись в Англии. Во время последовавшей войны эмигрантская община Англии сняла фильм о своем тяжелом положении, и юной Мадлен дали в нем главную роль. В качестве гонорара она получила "розового плюшевого кролика", который стал ее талисманом на долгие годы. Ее дедушки и бабушки, оставшиеся в Европе, погибли во время Холокоста, но главным в своей карьере и особенно в должности госсекретаря она считала не борьбу с последователями нацизма. А настоящее, "беспрерывное сражение" с Советами и "тоталитарными режимами".

Семья Олбрайт после войны ненадолго вернулась в Чехословакию, но затем в 1948 году переехала в Соединенные Штаты, поселившись в Колорадо, где ее отец преподавал международные отношения в Денверском университете. Она училась в колледже Уэлсли. После окончания университета она вышла замуж за Джозефа Медилла Паттерсона Олбрайта из богатой и известной семьи издателей, и они переехали в Чикаго, где она устроилась на работу в офис Британской энциклопедии. У пары было три дочери (близнецы Энн и Элис, а затем Кэти), но их брак распался в 1982 году, когда муж ушел от нее к другой женщине. Эта измена оставила глубокую рану в сердце Олбрайт, сделав ее по-настоящему "стальной леди": она больше не вышла замуж и стала делать карьеру. Карьеру жесткой и бескомпромиссной чиновницы. В 1977 году, продолжает Pоlitico, она была введена в администрацию Картера, работая на Збигнева Бжезинского, который был советником Картера по национальной безопасности. Как и она, Бжезинский был европейским иммигрантом, опасающимся Советского Союза, и он нуждался в ней, чтобы помочь сгладить его непростые отношения с конгрессом США.

Во время провальной кампании демократа Дукакиса на пост президента в 1988 году Олбрайт познакомилась с Биллом Клинтоном. "Она была советником по внешней политике, - писал он позже в своей автобиографии. - Я был очень впечатлен ее интеллектуальной ясностью и жесткостью и решил поддерживать с ней связь". Четыре года спустя Клинтон был избран президентом и назначил Олбрайт послом США в ООН. Именно здесь она стала со всей мощью и свойственным ей напором продвигать американские интересы, настойчиво требуя от других стран принятия предлагаемых ею резолюций. Она постоянно спорила с тогдашним генеральным секретарем ООН Бутросом Бутросом-Гали, в итоге рассорившись с ним. "Олбрайт, казалось, полагала, - напишет он позже, - что ее простого продвижения интересов США должно быть достаточно, чтобы заручиться поддержкой других стран". Американский постпред помогла создать коалицию, которая не позволила Бутросу-Гали баллотироваться на второй срок.

Именно благодаря ей страны НАТО продвинулись в Восточную Европу, ближе к России, преемницы Советского Союза, которую западные русофобы планировали расколоть, унизить в 1990-е годы, навязывая Москве свои условия. "Мы продолжим стирать линию, проведенную в Европе кровавым сапогом Сталина", - заявила Олбрайт в 1999 году.

В октябре 2000 года она стала самым высокопоставленным официальным лицом США, когда-либо посещавшим Северную Корею. "Результат" этого визита налицо: Пхеньян отверг требования Вашингтона, расценивая Соединенные Штаты, как своего злейшего врага наравне с "северными соседями". Таким же "результатами" закончились усилия по установлению прочного мира между израильтянами и палестинцами. Спустя 20 лет Палестина и Израиль так и не могут сесть за стол переговоров. Так же она пыталась улучшить положение в Африке. В результате Черный континент с 2000-х годов раздираем гражданскими конфликтами, а десятки миллионов беженцев устремились в Европу.

Между тем

После смерти экс-госсекретаря англосаксонский мир и его союзники поют ей панегирики. Но есть страны, в которых ее кончину встретили с облегчением. Там считают, что о мертвых или хорошо. Или все-таки говорить надо. В этой связи показателен подзаголовок, размещенный в супершпигеле самого популярного сербского портала Blic: "Олбрайт помнят за бомбардировки и крики "Отвратительные сербы". Имя Мадлен Олбрайт для многих в Сербии осталось "синонимом зла".

Кстати

Подсчитано, что за 78 дней бомбардировок Югославии погибло от 1200 до 2500 человек. 1031 военнослужащий и сотрудник сербской полиции были убиты, около шести тысяч гражданских лиц получили серьезные и легкие ранения, в том числе 2700 детей. 5 173 солдата и полицейских получили ранения, десять человек до сих пор числятся пропавшими без вести. Общий материальный ущерб оценивается в десятки миллиардов долларов. Военные потери НАТО в живой силе и технике никогда не разглашались, сообщает сербский телеканал РТС. Решение о бомбардировке тогдашней СРЮ было принято впервые в истории без одобрения Совета Безопасности ООН, а приказ тогдашнему командующему союзными войсками генералу США Уэсли Кларку отдал генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана. СРЮ подверглась нападению под тем предлогом, что она виновата в провале переговоров в Рамбуйе и Париже о будущем статусе края Косово и Метохия. Девятнадцать стран альянса начали бомбардировки с кораблей в Адриатике, с четырех авиабаз в Италии при поддержке стратегических бомбардировщиков, взлетевших с баз в Западной Европе, а позже и с США. В результате бомбардировок было разрушено и повреждено 25 тысяч жилых домов, выведено из строя 470 километров дорог и 595 километров железных дорог. Были повреждены 14 аэропортов, 19 больниц, 20 поликлиник, 18 детских садов, 69 школ, 176 памятников культуры и 44 моста, 38 из них - разрушены.