23.03.2022 01:35
    Поделиться

    В Киргизии ищут способы борьбы с подростковой преступностью

    24.kg
    Проблему школьного рэкета обсудили законодатели Киргизии. Этот вопрос стал темой заседания парламентского комитета, посвященного правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции. Как утверждают депутаты, ситуация складывается тревожная. В значительной степени потому, что совладать с организованными преступными группами несовершеннолетних правоохранительные органы страны пока не в силах.

    Плата за парту

    Двенадцатилетний Селим Идрисов (фамилия и имя изменены. - Прим. ред.) жил в одном из сел Нарынской области в благополучной семье. Мальчик ходил в местную школу и неплохо учился, занимался шахматами. Летом 2021 года родители Селима решили отправиться на заработки за рубеж. Детей - Селима и его младших сестер - отправили к родственникам в Бишкек. Девочек устроили в детский сад, а мальчик пошел в столичную школу.

    - Первое время все было в порядке, - рассказала тетя мальчика Индира Сагындыкова. - После Нового года стала замечать, что с племянником творится что-то неладное. Он стал каким-то замкнутым. Все чаще закрывался в комнате с сестренками, и они втроем плакали. Так и засыпали. Я думала, что скучают по родителям, но потом дома стали пропадать наличные деньги. Девочки взять не могли - они еще маленькие. Муж попытался поговорить с племянником, но тот молчал.

    Прояснить ситуацию помог случай. На работе Индира почувствовала недомогание и отпросилась домой. По дороге решила зайти за Селимом в школу. То, что она увидела в школьном дворе, повергло ее в шок. Трое старшеклассников пытались снять с Селима одежду, отобрали телефон и требовали, чтобы он принес деньги. Якобы потому, что он сельский, а за парту в городской школе надо заплатить. Если же он кому-то расскажет о случившемся, ему просто не дадут учиться в школе.

    Индира окликнула хулиганов, и они бросились врассыпную. Селим стоял раздетый по пояс и от стресса не мог даже говорить.

    - Выяснилось, что только из нашего класса этим негодяям деньги приносит почти половина мальчишек, - продолжила Индира. - Куда смотрит охрана школы, на которую у нас постоянно требуют сдавать деньги?

    Прокуратуре вместе с представителями министерства образования и науки КР пришлось начать проверку в школе. Результаты ее станут известны позже.

    Беззаконие побеждает

    В парламенте вопрос о школьном рэкете поднял депутат Дастан Бекешев. По его словам, проблема приобрела пугающие масштабы, хотя официальная статистика и не отражает реального положения дел из-за скрытого характера явления.

    Председатель профильного комитета парламента Динара Ашимова поинтересовалась у замминистра образования Надиры Жусупбековой, известно ли ей количество фактов школьного рэкета. Увы, ответить на этот вопрос чиновница не смогла.

    - О каких профилактических мерах может идти речь, если вы не владеете ситуацией? - возмутилась Динара Ашимова. - Вопросы подростковой преступности, особенно в школах, поднимаются каждый год, и все это время мы слышим только казенные фразы о том, что принимаются меры. Какие? Из имеющейся в распоряжении комитета информации могу сделать выводы, что в министерстве вообще не работают в этом направлении. Для адекватного реагирования на проблему необходимо отказаться от формального подхода и разработать концептуальный документ с учетом специфики детской и подростковой преступности, особенностей психологии этого возраста.

    Заместитель министра внутренних дел Октябрь Урмамбетов поспешил успокоить парламентариев, озвучив цифры, согласно которым динамика школьного рэкета имеет тенденцию сокращаться. По его словам, в 2021 году было зафиксировано 19 подобных фактов в школах, в 2020-м - 21. Однако убедить в том, что МВД контролирует ситуацию, заместитель министра депутатов не смог.

    - То, что рассказал Октябрь Урманбетов, лишь вершина айсберга, - убежден Дастан Бекешев. - Он привел факты, которые зафиксированы правоохранительными органами, а сколько таких, о которых неизвестно? Проблема в том, что детям внушили, что обращение в милицию - это еще большее преступление, чем вымогательство. И за такое платить придется еще больше.

    Эксперты общественной организации "За реформы и результат" провели специальное исследование, посвященное школьному рэкету. По их данным, явление носит более массовый характер, чем считают взрослые. Во-первых, потому что абсолютное большинство учеников, осведомленных о рэкете, не обращаются к учителям или администрации школы. Дети считают, что это бесполезно, а травля со стороны малолетних преступников только ужесточится. Во-вторых, факты вымогательства нередко пытаются скрыть и учителя. Последние боятся нанести урон репутации школы и получить выговор от руководства.

    Экскурсия в зону

    Среди основных причин школьного рэкета эксперты называют слабую воспитательную работу в семье и школе, отсутствие тесной связи педагогических коллективов с родителями, местными властями и правоохранительными органами. Ситуация осложняется отсутствием идеологических и нравственных ориентиров, социальным расслоением общества, безработицей, низким уровнем образования и культуры, а также неконтролируемой миграцией. Родители слишком заняты добыванием средств на жизнь, чтобы обращать внимание на проблемы детей.

    Найти способы искоренения подросткового вымогательства в республике пытаются не первый год, но все усилия тщетны. В этот раз в качестве креативного решения проблемы депутаты даже предложили организовать экскурсии в исправительные учреждения, чтобы "показать условия содержания заключенных".

    Специалисты в области детской психологии считают, что принимаемые педагогами и правоохранительными органами меры устарели.

    - К сожалению, то, что предлагают сегодня со стороны государственных структур для борьбы со школьным рэкетом, было эффективно в 1990-х, когда это явление только набирало обороты, - убеждена детский психолог Мария Кулумбаева. - Сейчас же нужны новые методы. Думаю, хорошо было бы активировать работу в социальных сетях, подключить к решению проблемы студентов вузов. С молодежью школьники быстрее нашли бы общий язык, чем с людьми в погонах.

    В общественных организациях, работающих в сфере защиты прав детей, и вовсе уверены, что реальной работы по искоренению школьного рэкета в республике не ведется.

    - В противном случае таких случаев становилось бы меньше, - делится мнением глава общественной организации "Лига защиты прав детей" Назгуль Турдугулова. - Заявление МВД о том, что таких фактов становится меньше, спорно. Я с уверенностью могу заявить, что в Киргизии каждое четырнадцатое преступление совершается подростками, а наличие в школах рэкета подтверждает каждый третий учащийся. Вымогательство распространено как среди мальчиков, так и среди девочек. Ученики вынуждены копить деньги, просить у родителей и, самое ужасное, сами отбирать что-то у младших, чтобы рассчитаться.

    Кстати

    По итогам заседания парламентского комитета кабинету министров рекомендовано разработать единый план мероприятий, направленных на предупреждение школьного рэкета и борьбу с ним. Вернуться к острому вопросу депутаты решили в конце учебного года, чтобы вынести его на заседание палаты.
     

    Поделиться