"С 2010 по 2019 год заболеваемость туберкулезом снижалась в среднем на 5,7% в год, что стало одним из лучших показателей в мире. В настоящее время, даже невзирая на сложности из-за пандемии, мы имеем исторические минимумы заболеваемости за все время статистического наблюдения - это примерно 31,2 случая на 100 тыс. населения", - отметил Михаил Мурашко.
Пандемия внесла коррективы в противотуберкулезную программу. В группу повышенного риска заразиться туберкулезом теперь включены и пациенты, перенесшие COVID-19.
"Коронавирус поражает легочную ткань, и возбудитель туберкулеза, палочка, которая могла всю жизнь "проспать" в организме человека, активизируется. Еще больший риск у тех, кто болел COVID-19 тяжело", - пояснила директор НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний, главный внештатный фтизиатр Минздрава России Ирина Васильева.
Поэтому одна из главных задач сегодня - вовремя выявить инфицированных. Важно, что в регионах провели переоснащение лабораторий, и теперь повсеместно применяются современные молекулярные технологии - это помогает диагностировать и латентные формы туберкулеза, и выделять случаи с лекарственно-устойчивыми формами.
"Лечение туберкулеза - длительный процесс. Поэтому важно, чтобы пациент был привержен лечению. В этом нам помогает введение видеоконтроля, - рассказала Васильева. - Находясь дома, больной под видеоконтролем принимает лекарство, а врач имеет возможность следить за его состоянием".
Кроме того, с 2018 года ведется федеральный регистр больных туберкулезом, что дает возможность отслеживать ситуацию в регионах. Несмотря на "высокий шаг снижения" в целом по стране, есть и проблемные регионы - на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале. В европейской части страны и в южных регионах ситуация более благополучна.
Одна из главных сегодняшних сложностей и в мире, и в нашей стране - растет доля больных, у которых туберкулез наложился на ВИЧ, а также пациентов с устойчивыми к лекарствам формами.