В эти дни как раз завершается зимне-весенняя чартерная программа "Лед Байкала и солнце Бурятии". Первый субсидируемый рейс из Москвы, предназначенный специально для туристов, был выполнен 12 февраля, и с той поры самолеты прилетают в Улан-Удэ каждую субботу.
- Чартерная программа в Бурятию, на Байкал уже стала одним из традиционных туристических направлений по России. Еще несколько лет назад поездка на это озеро для большинства россиян была труднодоступным направлением. Сейчас же, благодаря чартерам, туристы могут приехать к нам зимой и летом, познакомиться с уникальной культурой Бурятии, увидеть красоту Байкала. При этом не надо ничего самостоятельно бронировать. Приобретая пакетный тур в рамках чартерной программы, турист получает удобный, продуманный продукт "под ключ", в который входят перелет, проживание, трансфер и базовые экскурсии, - отмечает глава региона Алексей Цыденов.
Самостоятельно республика не смогла бы организовать подобное, поскольку требуются большие средства для субсидирования перелетов. Реализовать программу удалось при участии федерального туроператора FUN&SUN и Ростуризма. Она была запущена в 2020 году, и тогда ею воспользовались полторы тысячи человек. В 2021-м число туристов удвоилось, поскольку к зимним чартерам добавились летние.
Критики проекта считают, что его жизнеспособность зависит от объема субсидий и вообще их наличия. Наверное, это так. Но пока возможность есть, Бурятия ею пользуется, как и еще два региона - Сахалинская и Мурманская области, реализующие схожие программы. А вообще-то местные власти и специалисты отрасли не только думают о том, чтобы стандартный набор экскурсий и других услуг сделать доступным для небогатого туриста, но и работают над привлечением в регион очень обеспеченных людей, у которых свои причуды.
Недавно на льду Байкала у поселка Турка состоялся пробный турнир… по гольфу. Участие в нем приняли профессиональные гольфисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Финляндии. Они оценили новшество как весьма необычное и перспективное. Поэтому в следующем году в рамках празднования 100-летия республики здесь будет проведен первый масштабный турнир "Ice Golf Байкал-2023". Впоследствии его надеются сделать традиционным.
- Если турниры по гольфу на снегу в мире не редкость, то игры на льду Байкала - это новый вызов для спортсменов. Путешественники, которые давно мечтали побывать в Бурятии, смогут здесь поиграть в свою любимую игру. Мы рассчитываем на гольф-туристов не только из России, но и прежде всего из Азии - Республики Корея, Японии, Сингапура, Китая, - рассказала директор Международного центра гольф-туризма Анна Овчинникова.
Поучаствовавший в пробном турнире финн Мика Кокконен тоже считает, что будущее у проекта есть.
- Байкал великолепен, и даже при сильном ветре не холоднее, чем у нас в Финляндии. Я точно знаю, что играть здесь - это уникальный опыт и мощный магнит для профессиональных гольфистов. Принято считать, что гольф - игра для обеспеченных людей. Думаю, такие турниры привлекут в республику вип-туристов. Но для них нужны премиальные условия, - подчеркнул он.
Созданием подобных условий в Бурятии намерены плотно заниматься в течение ближайших восьми лет. Работа эта начата совместно с соседней Иркутской областью, к которой относится часть озера (общий проект получил название "Большой Байкал"). В середине марта на совещании с участием представителей корпорации Туризм.РФ были определены наиболее перспективные районы. Там будут строить всесезонные курорты.
- Мы рассчитываем, что к 2030 году номерной фонд в двух регионах "Большого Байкала" вырастет с 5,5 тысячи до 19 тысяч номеров, а туристический поток увеличится с 2,8 миллиона до 5,7 миллиона человек, - заявил генеральный директор корпорации Туризм.РФ Сергей Суханов.
Планы предполагают значительный рост антропогенной нагрузки на экологию Байкала. Это слабое место вообще всех проектов, связанных со стремлением монетизировать красоты и богатства озера. В прибайкальских населенных пунктах нет очистных сооружений, способных перерабатывать современную бытовую химию - стиральные порошки, моющие средства. Их еще только предстоит строить (федеральные средства предусмотрены) вне зависимости от того, появятся ли новые гостиницы, курорты, санатории и туристические базы. При этом ученые пока еще не сошлись во мнении, до какой степени надо очищать стоки, чтобы они стали безопасными для экосистемы.
Экологической проблемой остается и недостаточное количество туалетов вне турбаз, поскольку байкальский турист большую часть времени проводит не в номере, а на природе. Понятно, что возле каждой палатки "дикарей" биотуалет не поставишь. Но подобных заведений не хватает даже в тех местах, которые люди посещают массово. В последние годы кабинки на оживленных маршрутах стали устанавливать, однако их состояние нередко такое, что искать уединения при нужде туристы по-прежнему предпочитают в кустах.
Пожалуй, первым объектом отрасли, с которого в Байкал не сбрасывается ничего вредного (да и вообще ничего), можно считать уникальное судно на воздушной подушке "Бирюса".
- Это судно абсолютно автономно, от него не будет никаких отходов, - подчеркнул глава отраслевого министерства республики Алдар Доржиев.
Вмещающая 36 пассажиров "Бирюса" была построена по индивидуальному заказу на верфи в Ленинградской области - других подобных судов в России нет. На лед озера ее спустили этой зимой. Путешествовать на ней можно будет в любой сезон. Судовладелец рассчитывает совершить за этот год 11 зимних и 15 летних экологически чистых круизов.
Имея возможность эксплуатировать огромное уникальное озеро, притягивающее людей своей первозданностью, буряты не забывают и о других направлениях, которые выглядят на этом фоне незначительными. К примеру, в бюджете республики предусмотрено десять миллионов рублей на развитие агротуризма. На конкурсный отбор в федеральный минсельхоз направлены четыре проекта. Вряд ли стоит ожидать, что фермеры привлекут толпы туристов. Но кому-то такие туры придутся по душе.