Кстати, "диванные" конспирологи упорно связывают СУРУ с неким "климатическим оружием". Для чего же на самом деле существует этот стенд, на какие действительно удивительные вещи он способен рассказал "РГ" кандидат физико-математических наук, директор НИРФИ ННГУ Алексей Шиндин.
Алексей Шиндин сразу отметил, что ему неизвестны достоверные источники информации о том, что существующие или ранее существовавшие нагревные стенды (как например, американский HAARP) своим излучением могли бы влиять на погоду не только на другом континенте, но и в месте воздействия.
- На стенде СУРА целенаправленные исследования в этом направлении не проводились. Позиция, с которой я солидарен, состоит в том, что естественные возмущения, обусловленные, например, влиянием Солнца на ионосферу значительно сильнее искусственных возмущений, вызванных работой нагревных стендов, - улыбнулся директор НИРФИ.- Погода определяется, в основном, процессами в нижней атмосфере, а именно в тропосфере (10-12 километров от поверхности земли). Принято считать, что ионосфера, то есть ионизованная оболочка Земли, начинается с высоты 50-60 километров - там, где концентрация плазмы начинает влиять на распространение и поглощение радиоволн. Мы работаем именно с ионосферой. Надеюсь, что будущие исследования дадут возможность определенно говорить о степени влияния искусственно возмущенной ионосферы на нижнюю атмосферу, что положит конец спекуляциям по этой теме. Я полагаю, что если эта степень не нулевая, то ничтожная.
Из новых экспериментов на СУРЕ Алексей Шиндин выделил исследования искусственного свечения ионосферы. В этих экспериментах изучается эффект свечения неба под действием мощных радиоволн ("искусственное полярное сияние").
- Такие исследования проводятся уже довольно давно, но в этом году мы вплотную подошли к регистрации этого свечения в трех разнесенных наблюдательных пунктах одновременно, что, я надеюсь, даст нам возможность определить трехмерные параметры возмущенной области ионосферы. Это должно обеспечить более глубокое понимание физики происходящих в ионосфере процессов. Экспериментальные данные сейчас обрабатываются.
По словам директора НИРФИ, ионосфера влияет на работу космических систем глобальной спутниковой навигации (ГЛОНАСС, GPS и др.), а стенд СУРА может моделировать естественные ионосферные возмущения, таким образом, может исследоваться влияние на навигацию возмущений ионосферы. Такие знания помогут, например, калибровать спутниковую аппаратуру, уточнять лунную информацию. Кроме того, поскольку стенд СУРА - единственная в мире установка по воздействию на ионосферу, которая способна работать в качестве огромного радиотелескопа, могут решаться уникальные задачи по формированию карты неба в диапазоне радиоволн 30-50 м. Еще один важнейший прикладной аспект исследований на стенде СУРА - поиск эффективного способа использования ионосферных каналов для организации надежной дальней радиосвязи.
С помощью стенда СУРА можно также изучать последствия природных и техногенных катастроф. Мощные геомагнитные бури, вызванные солнечными вспышками, землетрясения или последствия испытаний ядерного оружия на Земле и в космосе непосредственным образом сказываются на ионосфере. Воздействие на ионосферную плазму мощным радиоизлучением стенда СУРА с диагностикой происходящих при этом процессов поможет найти способы уменьшения ущерба, наносимого энергетической инфраструктуре катастрофическими природными явлениями.
- Другие новые, а точнее хорошо забытые старые, эксперименты связаны с использованием стенда СУРА в качестве уникального коротковолнового радара для решения задач локации Луны, - добавил Алесей Шиндин.- Отраженный от Луны сигнал несет в себе информацию о лунном грунте (реголите) до глубин несколько сотен метров. Это очень ценная информация, добыть ее сейчас каким-то другим способом не представляется возможным. Для успешного проведения такого рода экспериментов требуется соблюсти целый ряд технических требований: идеальное состояние передатчиков и антенного поля, работоспособность диагностических средств, проработанная программа эксперимента, который может проводиться только в определенные дни месяца.
В официальном описании к стенду СУРА написано о "возможности транспорта через плазму электромагнитной энергии большой мощности". Это навевает ассоциации с опытами знаменитого Николы Тесла. Алексей Шиндин так ответил о возможности такой передачи энергии:
- Насколько мне известно, Тесла занимался, в том числе, беспроводной передачей электроэнергии, а также способами генерации высокочастотных токов большой мощности. Ни тем, ни другим сейчас никого не удивишь. Однако, реальный прорыв в этой области я бы связывал не с экспериментами Теслы, а с изобретением электровакуумных триодов в начале XX века. Они обеспечили значительное увеличение мощности и частоты колебаний электромагнитного поля. Тесле такая техника была недоступна. Что же касается транспортировки энергии через ионосферную плазму, то мы занимаемся этим каждый день во время экспериментальных кампаний на стенде СУРА. При определенных условиях и параметрах воздействия эта энергия поглощается ионосферой, и тогда могут наблюдаться различные эффекты взаимодействия электромагнитных волн с плазмой. Но при других условиях мощная электромагнитная волна может пройти сквозь ионосферу, словно не замечая ее и, например, достигнуть искусственного спутника Земли - Луны (для исследования реголита) или космического аппарата. На спутниках и космических аппаратах есть регистрирующая аппаратура, позволяющая измерить интенсивность прошедшего излучения. Это очень полезная информация для нас. Прикладных исследований по передаче энергии в космос с использованием стенда СУРА сейчас не проводится.
Справка "РГ"
Стенд СУРА был запущен в 1981 году с целью воздействия на ионосферу мощным коротковолновым радиоизлучением. Стенд входит в мировую сеть специализированных стендов наряду со стендами EISCAT (Тромсе, Норвегия), HAARP и HYPAS (Аляска, США), SPEAR (о. Шпицберген, стенд принадлежит Великобритании). Уникальность СУРЫ в том, что она работает не только в качестве передающей, но также и в качестве приемной антенны. Это позволяет использовать установку для исследований околоземной плазмы и объектов ближнего космоса методами радиозондирования и для проведения уникальных радиоастрономических измерений.