В очередном государственном докладе по Байкалу за 2020 год названы суммы, которые освоены в ходе выполнения Федеральной программы, но... 3,247 млрд рублей освоено только в заключительном году. Если считать с 2012 года, то сколько будет?
С некоторых пор в докладе стали сообщать не что сделано за отчетный год, а сколько денег освоено. Думаю, тут нет никакого дурного умысла - просто миллиарды - не целковые: это сколько же бумаги потребуется, чтобы все перечислить? Может, так, а может, и по-другому... Главное, что освоено, а не в урну выброшено. Счет ведется денежками, а не верстовыми столбами.
Первоначальная сумма была назначена в 56 млрд рублей, если мне не изменяет память. Какое-то время спустя она нехотя скукожилась: был объявлен процесс минимизирования (или минимизации). То есть сокращения суммы. Очень старательно этот процесс проехался по науке.
Пока опомнились, пока выясняли, а куда уплывают деньги, предназначенные на НИОКР, пока кого-то взяли за бока, а кто-то сам проявил инициативу, пока оставшиеся деньги слили с другой программой... Словом, самый крупный долг Байкалу - 6 с лишним миллионов тонн производственных отходов, нечистых и вонючих, - кому их продать? А тут и срок расплаты пришел. Со всеми, кому Байкал стал должен.
Извините, не совсем поэтому - срок расплаты настал, госпрограмма подошла к концу.
А долги остались. Недоделки, как всегда, цепко спаслись. Почти в эти дни и случился на байкальской земле странный тот пожар. Нет, не лесной. И не виртуальный. Хоть валюта погорела виртуальная.
В окрестностях Иркутска сгорел мебельный цех и производственное помещение... майнинга.
Я первый раз услышал о таком любопытном происшествии и сразу же кинулся за информацией. Но... Не тут-то было - информацией со мной никто не хотел делиться, даже за умеренную плату.
Нет, про сгоревший мебельный цех - бери грабли и греби сколько хочешь: лесом в Иркутске даже кукушки богаты. А вот на криптовалюту, то есть виртуальную деньгу, вряд ли кто "за так" раскошелится. Сколько за сколько давали, кто знает. Может быть, только тот, кто продает те самые киловатты. Виртуальная валюта, прежде всего биткоины, накануне Нового (2022 года) подскочили в цене до 40 тысяч долларов за штуку. А сгоревший в Иркутске майнинг - это производственное помещение, в котором, извините, воруют электричество, чтобы купить биткоин. Теперь немного арифметики.
Киловатт/час электричества на промышленные нужды стоит около 10 рублей. 1 биткоин - 40 тысяч долларов. Чтобы приобрести хотя бы тысячу биткоинов, нужно вложить 400 тысяч киловатт/часов электричества. Где его взять? До сих пор электричество для своих нужд мы покупаем в строго лимитированном количестве. И по дифференцированной цене.
Итак, если вся страна сидит на нормированном дефиците электричества, то откуда же берутся "излишки" его, которыми хвалятся "подпольщики" - криптовалютчики? Ответ давайте попробуем найти в иркутских землях и байкальских водах. Да, да, с них и начнем. На Байкальской воде, которая вытекает из озера через реку Ангару по 60 кубических километров в год, ныне стоят 4 (четыре) крупнейших гидроэлектростанции (ГЭС): Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская.
Четыре ступени Ангарского каскада выработали в 2020 году 64,93 млрд кВт-часов электричества. На Енисее, в который впадает Ангара (единственная, вытекающая из Байкала), а через нее и Байкал, стоит крупнейшая (в Советском Союзе) Саяно-Шушенская ГЭС, добавляя в неиссякаемый поток электричества свои миллиарды кВт.
И вы думаете, что в Сибири электричества бери - не хочу? Для чего же тогда построили Зейскую ГЭС, утопив первоначально и без того нечастые поселения в тех таежных краях. И почти загубив чудо-рыбу калугу (малую) - амурского осетра, вырастающего до нескольких центнеров весом.
И монголы не отказались пока от проекта ГЭС на реке Селенге - электричества не хватает на развитие хозяйства республики. (А Селенга-река - главный донор Байкала). И тут бы я еще не ставил точку.
***
Литр байкальской воды я покупаю в московском магазине по 80-100 рублей. А то и дороже - по эквиваленту за два литра бензина. (За киловатт-час плачу по 5 с лишним рублей. 1 биткоин (повторюсь) в начале 2022 года стоил 40 тысяч долларов.
Мне не нужны биткоины, да я и не найду столько денег на его покупку, доктора прописали байкальскую воду. Мужики, которые в Москве ее продают, на мой вопрос, нельзя ли подешевле, ответили:
- Конечно можно, но...
И подробно рассказали, почему нельзя: доставить байкальскую воду в столицу, сохранив ее целебные качества - дешевле зубы вставить.
Далек от мысли, что богатые нам ни к чему. Но категорически против, чтобы байкальская вода стала предметом спекуляций и наживы. Как криптовалюта. Еще не известно, кто ценнее для нашего здоровья - байкальская запатентованная вода или спекулятивная криптовалюта. Еще не известно, на чем мы лучший мир построим - на байкальской бездонной воде или на украденной у себя же криптовалюте. Но, похоже, выбор придется делать.
***
Суммарная мощность ГЭС Ангарского каскада - 9002 МВт, годовая выработка электроэнергии около 49 млрд. кВт-ч.
На всех гидроузлах каскада устанавливается особый режим работы. Он должен, кроме всего прочего:
- обеспечить судоходный уровень на реках каскада для "Северного завоза";
- устойчивую работу водозаборных сооружений в нижнем и верхнем бьефах водохранилищ;
- безопасность гидротехнических сооружений и безопасность населения;
- максимальное наполнение полезной емкости всех водохранилищ, чтобы обеспечить водой и ее ресурсами население и объекты экономики в осенне-зимний период.
Для контроля за этими процессами правительством РФ установлены верхний и нижний уровни водного зеркала Байкала (после этого остряки стали относить озеро Байкал к прудам: мол, раз правительство регулирует воду в озере, то это уже не озеро, а подконтрольный пруд, не такая уж недотрога). Шутки - шутками, а, поговаривают, майнинги на сибирском электричестве самые крупные золотые яйца несут.
А мы нормальные природные условия для единственного в мире озера с такими природными параметрами обеспечить не можем: денег нет...
"Заповедное Подлеморье" (Республика Бурятия). Семь пожаров прошлись по заповедным местам, спалили 4461,7 га тайги, обошлись казне в 78 062 467,09 рубля. Чтобы заштопать в бюджете эту прореху, надо продать почти 800 тысяч литров байкальской патентованной глубинной питьевой воды.
А в 2020 году ее всего продали 90,92 тысячи кубометров. Да, это на 55,9% больше, чем в предыдущем, но все-таки маловато - заявку давали на 446,07 тыс. кубометров. Если сравнить с Ангарой - около 60 кубических километров в год, то, по сути, и сравнивать не с чем. Но все-таки сравню - чтобы и вы с нами порадовались: до чего же богата наша российская землица!
На Байкальской природной территории на сегодняшний день открыто более пятидесяти месторождений золота. Повторюсь, более 50! На одной Байкальской природной территории!
Не знаю, сколько старатели намоют за год драгметалла, но слышал от тамошних старожилов, что почти все реки, речки и ручьи, что сбегают в Байкал, золотоносные. И ведь разным камнем богато Прибайкалье: вольфрам, уран, цинк, молибден, кадмий, серебро, свинец и самоцветы...
386 тысяч квадратных километров в Байкальской природной территории, а до сих пор мало кто знает (и знает ли?) чем она богаче - ангарской корабельной сосной, кедровым орехом, эксклюзивным животным миром или недрами? Что хрустальной водой - тут и спору нет, но ведь под километровой толщей воды обнаружили и нефтяные фонтанчики, пласт газогидратов. А в кедровниках - соболя и знаменитую кабаргу. И чудо морское - тюленя пресноводного - байкальскую нерпу - стотысячное поголовье. Теперь уже за сто тысяч перевалило: аборигенам разрешено к отстрелу до трех тысяч голов.
А мы что с этим богатством делаем?
Если говорить прямо и честно о Байкале, то послушаем для начала ученых. Михаил Грачев, академик РАН, директор ЛИНа в 1987-2015 гг., в 2019 году награжденный президентом России орденом Александра Невского, считал так.
"Бедствие для Байкала - это туристы. От них в Байкал попадают не только содержащие фосфор фекалии, но и фосфор, содержащийся в больших количествах в стиральных порошках...
Люди располагаются у кромки берега, потому что хотят увидеть и потрогать Байкал. В местах отдыха туристов (а их в лучшие годы уже переваливало за миллион. - А.Ю.) нет, не только очистных сооружений - нет ни постоянного водопровода, ни канализации... В общем, как говорится, конь не валялся..."
О чем и предупреждал нас Михаил Александрович Грачев все двухтысячные годы.
Для Байкала Природа установила свои эталонные нормы. Скажем, на содержание фосфора. В озере с 23 кубическими километрами воды - 230 тысяч тонн фосфора. Оказывается, это такая малость, что приборами общего анализа фосфор не улавливается.
А что случилось в 2000-х?
Избыток фосфора, поступающего с фекалиями и другими "химикатами" из так называемых очистных сооружений в Байкал, вызвал бурный рост нитчатой водоросли спирогиры, жившей в озере с начала времен тихо, мирно, как ей и положено от рождения. Дошаманили до того, что составление проекта на ликвидацию "накопленного ущерба" бывшего Байкальского ЦБК обошлось в 31% расходов Федеральной программы "Сохранение озера Байкал".
Жизнь на планете держится на еде и воде. Байкал, можно сказать, наш стопроцентный поилец. В нем основные завтрашние запасы.
"В 2020 году отмечено ухудшение состояния донных отложений в озере по наиболее представительному показателю - содержанию серы сульфидной, - говорится в последнем государственном докладе по Байкалу". Ее содержание в воде озера увеличилось в 2,4 раза за год. А в донных отложениях в дельте реки Селенги в 3,3 раза возросло содержание лигнино-гумусного комплекса...
Но не эти показатели тревожат общественность и ученых - к ним мы привыкли.
...Лабораторией водной микробиологии Лимнологического института СО РАН совместно с лабораторией водных беспозвоночных проведена оценка качества воды Байкала в 2020 году. Пробы брали в зоне расположения туристических объектов, населенных пунктов и природоохранных территорий. Что дали эти исследования? О чем они свидетельствуют?
Вот аккуратный ответ ученых академического института.
"В пределах рекреационных территорий прибрежных районов оз. Байкал самым распространенным видом отходов являются изделия из полимерных материалов, устойчивых к деградации (разложению). Пластиковый мусор, сносимый штормами и течением с побережья Байкала и далее в его глубоководную часть, ранее не был исследован. Теперь они сожалеют об этом. И вот почему.
В 2020 году 15 глубоководных тралений (глубины от 100 до 900 метров) обнаружили: пластиковый мусор с берегов и ледового покрытия озера и впадающих в него рек поступает в Байкал. Эти скопления свидетельствуют, что процесс запущен уже давно. Но установить источник загрязнения глубоководных зон пока не удается.
Что же выходит, господа: кто-то дал заказ застелить дно озера пластиком?! Или разухабистые туристы чихали на ваши правила?
Озеро Байкал - невероятно богатый субъект, вряд ли кто сравнится с ним по этой части: четверть мировых запасов пресных питьевых вод. Пополняемых! И сколько б мы ни выкачивали из него - к вечеру он снова как огурчик: 60 кубических километров чистейшей своей воды в среднем он отдает людям в год, без перерыва на заслуженный отпуск. Никто на Земле не прогибается так перед человеком - перед каждым, что живут на планете.
Все, что взял у Природы-матушки - отдает без сожаленья. Раньше всех об этом догадались коренные старожилы - они молятся Байкалу как Богу, он их ни разу не подвел.
И вдруг читаю: "Ликвидация накопленного вреда окружающей среде..."
Это Байкал-то накопил вреда окружающей среде и продал-купил?
Да, говорят, он, родимый.
Дотронемся, пощупаем - что это за копилка?
Но надо бы сперва выяснить: а куда уже Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" нас завела? Ведь ей предусмотрено, чтобы в итоге было чисто и пахло одеколоном. А чем пахнет?
На Байкальскую природную территорию выброшено за год в атмосферу 421,8 тысячи тонн загрязняющих веществ.
Сточных вод - 891,8 миллиона кубометров.
В Иркутской области источником загрязнения Байкала стали муниципальные канализационные очистные сооружения - сбросили 1,87 миллиона кубометров. Общая масса загрязняющих веществ, сброшенных в Байкал, - 328,60 т.
***
Наш мир вместе с атмосферой, гидросферой и биосферой - это живой природный комплекс. Он не должен быть ни дырявым, ни с прорехами, ни кособоким, косоруким и хромым; ни объедаться до отрыжек, ни опускаться до голодомора, ни отмирать на корню. Если такое случается, значит, кто-то в нашем мире до сих пор не понял: Вселенная - Творец, создавая этот мир в самом укромном уголке Млечного Пути, предусмотрела все, абсолютно все для нашего выживания и развития: так получилось, как получилось с нашим миром.
Мы зря презрительно хмыкаем, обнажая свое невежество, когда ученые говорят нам об этом, мол, однова живем. По законам тех созидающих сил Вселенной живет все и на нашей Земле: эти силы мудрее и сильнее, настолько превосходнее, что способны управлять мирами, разрушать их и воссоздавать вновь. Этот принцип всемогущества проявляется и на нашей Планете. Он контролирует нам во благо наш мозг и возможности нашего познания, подавая сигнал: не покушайтесь на прерогативы Создателя.
Мы - глухие, что ли? Или глупые настолько, что надеемся: вот завтра наедимся и напьемся, отоспимся и отлежимся, засучим рукава и... Завтра для Вселенной будет всегда, но во Вселенной оно для кого-то и не будет. Как и на Земле.
Ученые все чаще ставят вопрос так: а сколько нужно девственной территории для животного мира земли? Наподобие того, как мы считаем территорию пастбищ для выпаса скота. В том числе в тайге, горах, джунглях. У каждого, имеющего от Бога право на выживание, должна быть своя территория, подвластная ему. Аксиома. Как у тигра, леопарда, снежного барса, соболя, бобра, медведя, аиста и скворца... Наша Земля Богом обречена на сожительство, на реализацию принципа "каждой твари - по паре", территории хватит.
Тут даже гадать нечего: почему ныне омуль на пороге "Красной книги России". Все последние годы отчеты Минприроды России заканчиваются одинаково: "...Фактический вылов омуля, принимая во внимание экспертную оценку неучтенного вылова, был выше статистических данных на 82% и составил не менее 1530 тонн (годом раньше 1870 тонн). Таким образом, 45% вылова омуля в 2014 году было незаконным, то есть браконьерским (в 2013-м - 39%; в 2012-м - 37%; в 2011-м - 32%). Это только зафиксировано. В том году было еще кое-что, не менее смешное, обнаружено официальными государственными органами.
"В Республике Бурятия сельскохозяйственный производственный кооператив "Кабанский рыбзавод" силами четырех рыболовецких бригад провел расчистку акватории Истоминского сора (мелководного залива) и залива Провал (в устье р. Селенги) общей площадью 43,08 квадратных километра. При этом было поднято на поверхность и утилизировано 6 тракторных прицепов различного мусора, в основном брошенных браконьерских сетей.
В иркутском секторе Байкала только при расчистке Иркутского водохранилища и участка озера в заливе Мухор извлечено и уничтожено 43,32 километра брошенных синтетических сетей (сухой вес 1820 кг).
***
Это была победа. Долгожданная и чистая.
30 апреля 2020 года образована Правительственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал. Нет, не ошибаюсь. До этого дня существовала Межведомственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал.
Первое заседание новой правительственной комиссии по Байкалу состоялось 14 октября 2020 года.
Тогда же правительство РФ образовало особую межведомственную рабочую группу. Ей было поручено: ликвидировать 6,2 миллиона кубометров производственных отходов, накопленных за время существования Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. На этом заседании председательствовала вице-премьер В.В. Абрамченко. Уже одно кадровое перемещение давало знать: байкальские дела в планах правительства получили новый ранг - всероссийский.
"Российская газета", а с ее страниц академик Михаил Александрович Грачев, будучи директором Лимнологического института СО РАН, писатель Валентин Распутин и другие радетели Байкала доказывали: у великого озера Земли должен быть настоящий хозяин, а не чиновник на побегушках. Нормальный разум отказывался принимать: четверть мирового запаса пресной патентованной питьевой воды отдано под ответственность группы то ли чиновников, то ли общественников. В министерстве природных ресурсов и экологии не числилось ни одной штатной должности по Байкалу. Комиссия была, а должности - только на общественных началах. Председатель межведомственной комиссии - он же министр, в целом по природе, по экологии, по мусору и т.д. Члены Байкальской комиссии - директора академических институтов, в основном из Сибирского отделения РАН...
Только один факт: как он отразился на делах байкальских. Читатели "РГ" помнят, с чего начинался XXI век для нашего озера - с проекта нефтяной трубы "Восточная Сибирь - Тихий океан", которая должна была пройти по берегу Байкала. Вдоль сейсмической двухтысячекилометровой рифтовой зоны. Положение спасли ученые.
- Сделать, как предлагает академик Николай Павлович Лавёров, - сказал тогда В.В. Путин. И положил конец дебатам.
Проект переделали. Нефтяную трубу отодвинули от берегов Байкала на сотни километров. Ныне и труба работает, и Байкал защищен. Но...
Комбинат закрыли. Ядовитые отходы от его производства остались. Хоть и запеленутые в бетонные емкости-карты, но угрожающие водам Байкала.
Опять дебаты, опять деньги, опять "ни туды и ни сюды". Годы угроза Байкалу копилась.
Новая Правительственная комиссия по вопросам охраны озера Байкал определилась:
- до 31 мая 2022 года закончить составление всех проектных работ по ликвидации накопленного вреда в районе деятельности ОАО "БЦБК";
- до 31 мая 2024 года заключить государственный контракт на ликвидацию отходов;
- научное сопровождение проектно-изыскательских работ на всей стадии ликвидации отходов поручить организации РАН...