24.03.2022 20:08
    Поделиться

    В Петрозаводске поставили оперу "Паяцы" на стыке театра и цирка

    В Музыкальном театре Карелии состоялась премьера оперы "Паяцы" Руджеро Леонкавалло. Спектакль поставила Анна Осипенко. Музыкальный руководитель - дирижер Михаил Синькевич.
    Виталий Голубев

    "Паяцы" - репертуарная опера, украшающая сцены ведущих театров мира. Колоссальный успех сопутствовал ей с самого первого ее появления на сцене миланского театра даль Верме в 1892 году. Мировой премьерой тогда дирижировал Артуро Тосканини. В потрясшей публику оперной истории убийства на почве ревности, которое случилось в труппе бродячих артистов, увидели своего рода альтернативу сложным мифологическо-историческим сюжетам популярных тогда Вагнера и Массне.

    Композитор, выступивший одновременно и автором либретто, в двух оперных актах сумел коснуться самых разных проблем: правды и лжи, маски и души, жизни и смерти. А обращение к народной форме итальянского театра комедии дель арте, перебросило тогда мост в ХХ век - к исканиям Мейерхольда, к "Балаганчику" Блока и еще дальше - к "Оно" и "Джокеру". Самые именитые звезды блистали в этой опере - Мария Каллас и Тереза Стратас, Лучано Паваротти, Владимир Атлантов и многие другие. И ни один уважающий себя тенор не обходился без того, чтобы не спеть знаменитое ариозо "Смейся, паяц". К слову, Франко Дзефирелли снял свой знаменитый одноименный фильм-оперу по партитуре Леонкавалло.

    Молодой режиссер Анна Осипенко нашла ключ к этой, когда-то новаторской, партитуре не в современных или "актуальных" смысловых перпендикулярах, а в пристальном прочтении Интермедии второго акта, представляющей стилизацию старинного театра с серенадой, менуэтом и гавотом. Трагедию героев постановщик увидела в том, что "вирус" балаганного театра, артистами которого являются Недда, Канио и Тонио, опасно проник в их жизнь, стерев границу между игрой и реальностью, превратив их из живых людей в марионеток, в бездушные маски.

    Режиссер пригласила в спектакль хореографа Анну Белич, специалиста по дель арте. По сути, труппа работала в этом спектакле в новой для себя театральной системе, соединяя оперное интонирование с эстетикой более широкого плана. Художники-постановщики - Мария Лукка, Александр Мохов, Стас Свистунович (свет) - представили сценическую фантазию, "геометрически" соединившую формы театра и цирка, придав тем самым действию многомерное измерение: театра и жизни, потустороннего и реального.

    В партии Канио в премьерный вечер успешно дебютировал молодой тенор Антон Халанский, а во второй - поразил своей энергетикой Максим Аксенов, признанный прежде одним из лучших Германов в "Пиковой даме". Образ Тонио режиссер трактовала как униженного маньяка-вуайериста, и его злодейство мастерски передали баритоны Павел Назаров и Вадим Мокин. В партии Недды эмоционально и пластически выразительно выступила Дарья Батова, покорив чувственностью и красотой вокального жеста. Дирижерами спектаклей были Михаил Синькевич и Владимир Кулагин.

    Поделиться