Поделиться

    Какие риски возникли на рынке труда в Свердловской области

    Транснациональные гиганты сворачивают деятельность в России. В Екатеринбурге уже закрылись "Икеа", OBI, Zara, H&M. Как скажутся на уральском рынке труда уход ряда компаний и последствия новых санкций, выяснял корреспондент "РГ".

    Большинство "эмигрантов" прощаются, но не навсегда: за сообщениями об уходе следует уточняющая формулировка о "приостановке деятельности". О ней уже объявил, например, "Макдональдс", заверивший работников в сохранении среднемесячного заработка и льгот, а также пообещавший поддерживать "волонтерскую деятельность" во временно закрытых помещениях. Правда, в чем она выражается, не расшифровывается.

    "Икеа" тоже не уволила сотрудников, а постаралась занять их работой на складах, оформлением интернет-заказов и корпоративным обучением. Похожая ситуация и в магазинах других зарубежных торговых сетей. При этом полностью сохранить штат им вряд ли удастся - сотрудникам, проработавшим менее года, как правило, выплачивают только МРОТ. Поэтому некоторые продавцы уже активно ищут другую работу. Готов ли к этому местный рынок труда?

    В уральском офисе HeadHunter корреспонденту "РГ" сообщили, что пока не видят драматических изменений - это процесс небыстрый. Но первые звоночки прозвенели: за месяц (по данным на 21 марта) количество вакансий в Свердловской области сократилось на 19,7 процента, а количество резюме выросло на 8,5. В среднем на одну вакансию приходится 4,1 резюме, что считается умеренной конкуренцией в пользу соискателей. Кстати, некоторые сферы по-прежнему испытывают кадровый голод, например, на одну вакансию рабочего персонала приходится лишь 1,1 резюме при норме 5-6.

    По словам руководителя пресс-службы hh.ru Урал Анны Осиповой, окончательные выводы делать рано.

    - Мы мониторим настроения работодателей, пока они разделились примерно пополам: часть заняла выжидательную позицию, у остальных подбор персонала идет в запланированном темпе и режиме, - сообщила Анна Осипова.

    По данным недавнего опроса работодателей, 55 процентов из них оценивают свое положение в ближайшей перспективе как стабильное, но ситуация на рынке труда будет отличаться в разных секторах. При этом его фундаментальные проблемы никуда не исчезли и даже могут усугубиться. Речь о кадровом дефиците, который сложился из-за демографического кризиса 1990-х - молодых работников катастрофически не хватает. К тому же многие соискатели в нынешней ситуации передумали выходить на рынок труда - держатся за то, что есть. Так было и в пандемию.

    Впрочем, продавцам из "Икеи" вряд ли стоит сильно бояться, ведь сфера продаж традиционно самая востребованная - на нее приходится треть всех вакансий, от кассиров и менеджеров до экспедиторов и грузчиков.

    Регистрируемая безработица составляет 0,86 процента - это немного, особенно если учесть, что на виражах пандемии она достигала 5 процентов

    Официальная статистика департамента труда и занятости Свердловской области тоже не фиксирует резкого обострения ситуации. На 18 марта в регионе насчитывалось 18 144 зарегистрированных безработных. При этом потребность в работниках более чем в два раза выше - 43 079. Регистрируемая безработица составляет 0,86 процента - это немного, особенно если учесть, что на виражах пандемии она достигала 5 процентов.

    По словам специалистов, ведомство ежедневно мониторит ситуацию на предприятиях области. На 15 марта сведений об увольнении работников крупных, системообразующих и градообразующих предприятий и организаций не поступало. 136 мелких заявили об увольнении 920 сотрудников, еще 980 трудятся в режиме неполной занятости. При этом компании, находящиеся под иностранным управлением, пока никого не увольняют - намерены выплачивать работникам зарплату и открыться после возобновления поставок или ослабления санкционного давления - ориентировочно уже летом. Кстати, на днях СМИ сообщили о возвращении магазинов Zara.

    Одним словом, работа для продавца найдется, считают эксперты. Тем более с учетом уже существующих программ переобучения. За счет региона в 2022 году планируется обучить и переобучить 8 тысяч человек, еще 2 тысячи - в рамках федерального проекта "Содействие занятости".

    - Сегодня востребованы специалисты по продажам, мерчендайзеры. Если человек работал кассиром, он легко может стать "продажником" на телефоне. Для отдельных категорий - молодых мам или пенсионеров - существуют особые программы, - говорит пресс-секретарь департамента Ольга Рулева.

    Ситуация с узкими специалистами намного сложнее. Так, авиакомпания "Уральские авиалинии" разработала план антикризисных мероприятий, который предполагает вынужденный простой ряда сотрудников, в том числе пилотов и бортпроводников. Сколько он продлится, сказать трудно. А трудоустроить пилота весьма проблематично. С подобными трудностями могут столкнуться и другие высококвалифицированные работники.

    Комментарии

    Юлия Лаврикова, директор Института экономики УрО РАН:

    - Структура российской экономики меняется, постепенно люди перельются в другие сектора, в другие отрасли. Например, сейчас создается ниша для развития IT-отрасли, где открываются новые возможности. Из-за того, что ряд западных компаний ушел из России, необходимо быстрое внедрение собственного софта и инфраструктуры. Но современное производство требует работников высокой квалификации, а их подготовка - вопрос не одного года. Чтобы сегодня занять людей, придется принимать оперативные решения. Показателен опыт Японии, которая с началом эпохи цифровизации столкнулась с одномоментным высвобождением большого числа работников: пришлось буквально "придумывать" работу для людей, чтобы они просто были заняты.

    Дмитрий Антонов, директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области:

    - Экономические кризисы так или иначе сопровождаются повышением уровня регистрируемой безработицы. Пик предыдущего "ковидного кризиса" пришелся на сентябрь 2020 года - в центры занятости тогда обратилось почти 120 тысяч человек. Неблагоприятное воздействие будет оказывать и сокращение числа вакансий. У нас есть опыт работы в условиях резкого роста безработицы в период пандемии, так что в 2022 году снова задействуем не только финансовые инструменты поддержки граждан, но и иные механизмы содействия занятости, в том числе организацию общественных работ, переобучения безработных на новые специальности, проведение ярмарок вакансий.

    Поделиться