24.03.2022 14:29
Поделиться

Вышла спортивная драма "Мания" о студентке, одержимой рекордами

Фильм "Мания" режиссера Лорен Хэдэвей в прокате с сегодняшнего дня, с 24 марта. По жанру он обозначен как спортивная драма, но само понятие "драма" выходит в нем на первый план, поскольку в картине рассказана действительно драматическая история победы человека над другими и самим собой, совершенной на грани его (ее) безумия.

Главная героиня - студентка Алекс в исполнении Изабель Фруман, которую зритель знает по фильму "Голодные игры", сериалу "Мастера секса" и другим проектам - гипер перфекционистка. Она одержима быть лучшей во всем, чем занимается.

Лучшее - враг хорошему - это про нее. Девушка истязает себя и окружающих, стремясь показать результат. Если есть рекорд - он должен быть ею побит. К счастью, Алекс пытается проявить себя не только в учебе, но и в спорте - желание ставить рекорды - поистине спортивное качество. Девушка записывается в университетскую команду по гребле. Однако не только к счастью, но и к сожалению, потому что существовать с ней в одной команде непросто. Она вообще - не человек команды.

Первое, что приходит на ум, когда смотришь фильм "Мания" - это картина "Одержимость" Дэмьена Шазелла, получившая в 2015 году три премии "Оскар". Рассказывает фильм о молодом человеке - барабанщике, которого провоцирует быть одержимым его педагог - именно за роль не знающего пощады наставника Дж. К. Симмонс стал обладателем одного из "Оскаров". Юный барабанщик стирает руки - ладони - в кровь, стремясь показать результат. Никогда из памяти не уйдут кадры, как он опускает после репетиции натруженные окровавленные ладони в емкость со льдом.

Но то же самое мы видим и в "Мании". Алекс так гребет, что и ее ладони в крови - раны не заживают, но девушке нет до этого дела. И ей не нужен учитель, тренер, ведущий к рекорду. Внутри самой Алекс установлена видимая только ей одной высокая планка. Дополнительные тренировки, недосып - подъемы в 4 утра ради тренировки в 5, отказ уезжать на каникулы, чтобы иметь возможность дополнительно тренироваться... Вызывает удивление только одно - почему все, с кем контактирует Алекс в фильме, видя ее ненормальную страсть превзойти всех и саму себя, не пытаются направить ее к врачу. Да - и тренер, и преподавательница вуза, отношения с которой потом становятся слишком близки, пытаются с Алекс поговорить. Подруга, а затем соперница-конкурентка по гребле - тоже (в этой роли Эми Форсайт). Однако Алекс никого не слышит, у нее свои цели, а остальные - что ж, те мало работают, сами виноваты. И окружающим по сути приходится иметь дело с болезнью, разновидностью психоза.

Известно, что мания обычно сменяется депрессией, но в случае с Алекс этого не происходит - она мчится только вперед на всех парах, постоянно находясь во времени Perfect - то есть стремлении быть лучше всех. Правда, настроение Алекс ей порядком портит то, что ее не любят, в частности, девушки из той же спортивной секции. Пойди полюби такую, которая не видит людей в упор - только рекорды. Но Алекс считает, что лучший способ завоевать любовь, уважение и расположение - это добиться своего. В итоге фильм показывает не столько историю победы, сколько историю болезни - и то, и другое попеременно. Изабель Фруман прекрасно удается изобразить девушку, которую с одной стороны хочется пожалеть, с другой - возникает желание от такой поскорее убежать. Скрыться от ее напора, целеустремленности такого масштаба, что она превращается в опасное качество вместо хорошего.

Режиссер умело держит баланс и между спортивной драмой и хоррором. Символ университетской команды по гребле - ворон, одно из знаковых понятий и во многих фильмах ужасов. Нездоровое воображение Алекс рисует ей гигантских крабов - в гребле существует термин "получить краба" - это когда весло выбивается из рук и может ударить, и других существ. Способы показать психику Алекс в фильме - и замедленная съемка, и классическая музыка там, где, казалось бы, должно быть нагнетание, и фокусировка на важном для героини, когда все остальное словно размыто. И еще врезается в память кадр, в котором лодка - каноэ - показана сверху, и похожа она на ракету в форме иглы, которая вот-вот пронзит. С этого кадра начинается фильм, он же есть и в финале.

Режиссер Хэдэвей когда-то работала с Квентином Тарантино на "Омерзительной восьмерке", а позднее - в таких фильмах, как "Лига справедливости", "Заклятие" и вышеупомянутой "Одержимости". Тогда она занималась звуком в кино. "Мания" - ее первый полнометражный фильм. И, похоже, режиссер - такая же целенаправленная, как и ее героиня. Премьера картины состоялась на кинофестивале Трайбека в 2021 году, где она получила приз как "Лучший художественный фильм в США", а также награды за "Лучшую женскую роль" и Лучшую операторскую работу". Хэдэвей сама считает, что сняла историю о взрослении, поскольку Алекс в некотором роде - воплощение того, какой измученной была сама Лорен в год своего выпуска и поступления. Но позволим себе не согласиться с таким посылом. Поведение на грани сумасшествия - это не совсем история взросления, скорее, как уже говорилось выше, история болезни. По крайней мере так чувствуется, когда смотришь фильм.