25, 26 и 27 марта - "Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена. Правдивая история в двух актах", постановка Виктора Крамера с Константином Хабенским в главной роли (он же - соавтор пьесы).
29 марта пройдет единственный показ трагикомедии "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" с Игорем Верником и Дмитрием Назаровым по пьесе Венедикта Ерофеева (ее редко ставят на сцене). Кроме того, Верник написал музыку к нескольким песням в спектакле, а Назаров сделал специальный поэтический перевод песни Go Down Moses, более всего известной в исполнении Луи Армстронга. Режиссер - Уланбек Баялиев.
31 марта и 1 апреля - спектакль "Сирано де Бержерак" Егора Перегудова, главного режиссера РАМТа. Премьера в Москве состоялась 19 марта. В главных ролях - Юрий Чурсин, Паулина Андреева, Игорь Золотовицкий, Кузьма Котрелев. В спектакле задействованы студенты Школы-студии МХАТа, много музыки и экшена.
Подготовлен еще один проект - виртуальная экскурсия по истории Художественного театра. История богатая, 124-летняя. Каждый, кто приобретет программку на гастрольный спектакль, сможет побывать на экскурсии по куар-коду. Героями увлекательного путешествия станут основатели театра Станиславский и Немирович-Данченко, легендарный меценат Савва Морозов, драматурги Чехов, Горький, Булгаков, художественные руководители Олег Ефремов, Олег Табаков, которые в разное время выводили театр на новый уровень. Проект подготовлен совместно с Музеем МХАТа.
В фойе Царской ложи Александринского театра состоялась пресс-конференция с художественным руководителем-директором МХТ Константином Хабенским. Он рассказал и о том, как согласился сыграть барона Мюнхгаузена и есть ли в нем что-то от знаменитого героя, не думает ли покинуть страну и какие новые спектакли произвели на него большое впечатление.
Символично, что первые гастроли, которые вы проводите в качестве художественного руководителя, состоятся в Петербурге, вашем родном городе. (Хабенский родился в Ленинграде, окончил ЛГИТМиК, работал в Театре имени Ленсовета. - "РГ"). Наверное, испытываете особые чувства?
Константин Хабенский: Не только для меня это особые чувства, потому что наш питерский зритель - это своеобразная лакмусовая бумага - проверка на содержание, достойный юмор, уровень и качество. Для меня каждый приезд в Петербург с новым названием - важное испытание. Сейчас я жду, какой будет реакция на спектакли, которые мы привезли. По-моему, во всех них очень сегодняшний материал.
В спектакле "Враки…" у вас главная роль, вы же наряду с режиссером Крамером - один из авторов пьесы. С чем это связано?
Константин Хабенский: Пьесы у нас не было, мы стали сочинять ее, львиную долю придумал, конечно, Виктор Крамер, я поучаствовал в создании сценического решения. История взята из рассказов Распе и из биографии самого барона. Такой человек - барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен - действительно жил, род Мюнхгаузенов присутствует на земле - для многих это открытие. Реальный Мюнхгаузен в молодости жил в Санкт-Петербурге.
Насколько близок вам этот образ? Есть в вас что-то от знаменитого героя?
Константин Хабенский: Мне кажется, артисту будет скучно и неинтересно работать без этого образа внутри, Мюнхгаузен должен присутствовать хотя бы частично.
Вы ориентировались на культовый фильм Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен"?
Константин Хабенский: Состязаться с кинематографом мы посчитали бессмысленным. Да и не ко времени уже та пьеса, она хороша была в свое время. Поэтому мы взяли только действующих героев - точнее, их имена, но не характеры. Это важно. Для того, чтобы зритель легче ориентировался в новом материале.
Сценографию придумал Крамер, осуществил театр. Она довольно масштабная - как и мысли, фантазии Виктора Моисеевича. Там все двигается, летает, булькает, взрывается. Крамер - огромный фантазер и продолжает фонтанировать идеями.
Почему вы остановились именно на этом материале?
Константин Хабенский: Видимо, так сошлись звезды. У меня где-то в глубине была история Дон Кихота и еще одна. Когда мы с Крамером начали разговор в "Сапсане" между Питером и Москвой (до этого уже отказались от двух придумок, которые практически начинали реализовывать), возник Мюнхгаузен, и я понял, что туда входят все идеи, которые мы вынашивали. Мы были в предвкушении сочинительства, спектакля, которого нет. По-мюнхгаузеновски. На благотворительном аукционе я продал билеты в две ложи на прогон спектакля, которого еще не было. На определенное число. Деньги пошли на помощь детям. Так что спектакль начал жить еще до рождения. По-мюнхгаузеновски.
Для вас этот спектакль - первая премьера в МХТ за последние восемь лет (после "Контрабаса" по пьесе Зюскинда в 2014 году). Почему была такая большая пауза?
Константин Хабенский: Потому что была загруженность на других фронтах, где предлагались довольно интересные материалы и истории. В основном, это кино.
Несколько слов, пожалуйста, о спектакле "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора".
Константин Хабенский: История была задумана еще Сергеем Васильевичем Женовачом, Уланбек - его ученик. На мой взгляд, в наше неожиданное время она очень неожиданно сработала. Я наблюдаю - от премьеры до сегодняшнего дня, как реагирует зритель, как очень точно попадает в него этот материал - в зрителя с богатой биографией и историей, у которого есть жизненный опыт.
Третий спектакль - "Сирано де Бержерак" - прямо "с колес" (всего в третий раз будет сыгран). Поделитесь впечатлениями от премьеры.
Константин Хабенский: Спектакль, конечно же, нуждается в том, чтобы "накататься", "наиграться", но так сложились обстоятельства, что мы показываем его, что называется, прямо "из печи". Естественно, со сцены говорятся замечательные тексты, местами дивно зарифмованные. С трепетом наблюдаю за тем, как Юрий Чурсин работает и развивается в роли Сирано. Я видел прогон и видел премьеру - и это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Очень интересно увидеть, как спектакль "задышит" в Александринке. Он, как и пьеса, сделан в метафизическом направлении, как и произведение - выходит за рамки просто сюжетного спектакля, задуман не на сегодняшний день, а на все времена, с отсылкой на разных Сирано разных эпох, что очень важно. Интересно, как примет его петербургский зритель.
Как вы охарактеризуете сегодняшний день Художественного театра?
Константин Хабенский: Театр, особенно МХТ, хорош тем, что у него нет специального направления, специальной глыбы, которую он на себе тащит. Театр - живое дело, может ошибаться, может радоваться своим успехам вместе со зрителем. Сегодняшний театр - это театр поиска. Поиска зрителей, драматургии, режиссеров. А если театр уже все это нашел и стоит на месте со своим материалом - кому он интересен? Честно скажу, мне - нет.
Кто и какие мастер-классы даст во время гастролей?
Константин Хабенский: Мы встречались с Валерием Владимировичем Фокиным и договорились: планируем на пять лет вперед жизнь наших театров. Будут обменные гастроли - это важно. Но это будут не просто показы спектаклей: приехали, сыграли - и уехали, родилась идея встреч со студентами института на Моховой. Это наши будущие коллеги. Будем с ними говорить - в том числе и о профессии. Встречи закрытые, только для своих. Бесплатные. Таких встреч в эти дни будет четыре: "О чем говорить в День театра" (Хабенский), "Профессия, которую мы теряем" (Дмитрий Назаров), "Театральный роман и театральные романтики" (Игорь Верник), "Верю - не верю" (Игорь Золотовицкий, ректор Школы-студии МХАТ).
Насколько сегодня важна для Художественного театра история обменных гастролей?
Константин Хабенский: Изначально театр придумывался как передвижной коллектив, который ездит по стране, делится с людьми своими знаниями, историями, своей радостью. Вполне естественно, что любой театр, помимо того, что он делает на стационаре, живет от гастролей к гастролям и радуется встрече с новыми городами и зрителями.
Некоторые известные артисты сейчас покидают нашу страну…
Константин Хабенский: Отвечу за себя: я продолжаю работать, остаюсь в профессии и хочу сделать так, чтобы людям, которые рядом со мной, было интересно заниматься нашим делом.
Как сегодня обстоят дела в вашем фонде?
Константин Хабенский: Работает очень хорошая команда, которая собиралась годами. Никакие сложности, даже страшная пандемийная пауза, нам не помеха. Практика показывает: когда возникают какие-то непростые обстоятельства, люди охотнее помогают друг другу. Прилив в фонд сил - финансовых и человеческих - наблюдается. Есть проблемы с медикаментами, но они решаемы, все с этим столкнулись сейчас.
Ваши последние по времени впечатления зрителя?
Константин Хабенский: У меня не так часто получается посещать театральные места, но назову: "Война и мир" Туминаса и спектакль Бутусова "Р" в "Сатириконе". А больше я ничего и не видел.
Какой вы руководитель? В гармонии ли живут директор театра и артист Хабенский?
Константин Хабенский: Конечно, не в гармонии. Как тут можно жить в гармонии? Для этого нужно зайти в воду, чтобы понимать, каково это - когда ты правой ногой стоишь в воде, а левой - на суше. Какой ноге лучше? Летом, наверное, лучше правой, зимой - левой… И здесь та же самая история. Я пока учусь, набиваю шишки в своих фантазиях, замыслах. Что-то получается, что-то - нет, но я продолжаю жить по тому же правилу: заполняю свою жизнь огромным количеством идей и фантазий, и если хотя бы наполовину получается их реализовать, то всем кажется, что у меня не 24 часа в сутках, а 32. Поэтому я предлагаю так же жить моим коллегам. Настроить планов, а что реализуется - там посмотрим. Но что-то уже начинает осуществляться. В конце сезона мы проверим наработки, какие-то перекинем на следующий.
Александринский театр отправился на гастроли в Москву: с 24 марта по 1 апреля на сцене МХТ им. Чехова покажут три новых спектакля из Петербурга.
Гастроли - обменные, проходят в рамках федеральной программы "Большие гастроли" Министерства культуры РФ.