"Мосфильм" предложил для повторного проката целый список киноклассики с произведениями Тарковского и Шахназарова. Тем не менее участники рынка понимают, что даже любимые зрителями картины не заменят новинки, прогнозируя в ближайшее время потери до 80 процентов планируемой выручки и, как следствие, волну закрытия малых и частных кинозалов по всей стране. Что поможет спасти ситуацию?
…Закрытие в конце марта залов "Киномакс" в ТРЦ "Галерея" Краснодара не связано с политической повесткой - прозаически у оператора истек контракт с администрацией торгового центра, - однако данное событие сразу породило у горожан ощущение, что кинотеатры работают вполсилы и смотреть там нечего. Это далеко не так. Руководитель по рекламе и PR сети кинотеатров "Монитор" Андрей Попов отмечает, что в связи с уходом фильмов голливудских студий репертуар наших кинотеатров стал шире, потому что начали брать много независимого американского и европейского кино. Другое дело, что зритель идет на них с ленцой.
- Основной доход как раз приносят блокбастеры, выходившие с периодичностью один-три раза в месяц. В марте сняли фильмы "Бэтмен", "Я краснею" и "Морбиус", 31-го числа должен был стартовать приключенческий анимационный фильм "Соник-2", и уже сложилось представление, что в целом за эти недели отрасль потеряла пять миллиардов рублей, в нашей сети - миллионы, - говорит Андрей. - В соцсетях краснодарцы спрашивают - работаем ли мы? Почему-то многие уверены, что теперь крутят только российское кино. Да, мы вернули на экраны картины Алексея Балабанова, на которые даже пришлось открывать дополнительные сеансы, шедевры Тарковского, "Самую обаятельную и привлекательную" Бежанова, но в тоже время вместо ушедших мировых премьер взяли в показ 12 новинок.
При этом Андрей признается: весомые сборы сейчас смогут принести лишь большие фильмы отечественных производителей, но, как правило, таких релизов мало, и обычно они выходили на Новый год. Например, лидерство проката этого года держит третья часть фэнтезийной франшизы "Последний богатырь: посланник тьмы", львиная доля сборов как раз пришлась на январские каникулы.
Конечно, сравняться с заокеанской фабрикой грез, где бюджет масштабного проекта достигает 300 миллионов долларов, мы не сможем. И дело не только в высоких затратах. В США общее число экранов перевалило за 40 тысяч. В России работает около шести тысяч кинозалов, и кассовые сборы несопоставимы. Владельцы российских киносетей единодушны: если "мертвая пауза" по части премьер продлится до осени и дальше, то маленькие залы вынуждены будут уйти с рынка, а крупные, затянув пояс, начнут всячески урезать расходы по аренде, сокращать персонал и сворачивать различные рекламные проекты. Не стоит забывать, что пятьдесят процентов с продажи каждого билета отчисляется дистрибьютерам картины.
- Думаю, нужны экстренные меры (хотя мы все понимаем, что в фокусе внимания, скорее всего, окажутся другие жизненно важные отрасли). А в перспективе необходимо пересмотреть финансовую государственную помощь киноиндустрии: сейчас выделяются деньги на производство фильмов, а вот на рекламную кампанию реже, из-за этого крупные отечественные проекты проходят в прокате незамеченными, - продолжает Андрей Попов. - К сожалению, на российские фильмы ходят мало, молодые люди часто их ругают, основываясь не на личном мнении после просмотра, а, к примеру, прослушав ролик-рецензию популярного блогера BadComedian, у которого сложилась широкая аудитория. А я считаю, что прежде чем ругать (оценивать) любой фильм, нужно его посмотреть. Предвзятое отношение к русскому кино демонстрирует и такой случай: в июне прошлого года в прокат вышла прекрасная лента-притча о Великой Отечественной войне "Красный призрак", и мы приглашали на показ блогеров. Буквально каждого приходилось уговаривать. Зато после просмотра все они были ошарашены и благодарили. Это честное кино, рождающее патриотизм без его деревянных рычагов, снятое в стиле вестернов Тарантино. Жаль, но его тоже пропустили без внимания…
Роль некой палочки-выручалочки пока выполняет "Пушкинская карта". Ее номинал составляет пять тысяч рублей, две из которых молодые люди от 14 до 22 лет могут потратить на поход в кино. Правда, только на картины с государственным финансированием. По мнению владельцев залов, сейчас ее действие целесообразнее было бы расширить на все российское кино. По статистике сети "Монитор", в эти недели более 40 процентов билетов на фильмы "Хочу замуж" с Кристиной Асмус и "Мистер нокаут" с Сергеем Безруковым в главных ролях были проданы именно по "Пушкинской карте".
- "Пушкинская" карта реально работает, но фактически мы взяли на себя функции министерства культуры, пытаясь распространить данную программу в молодежной среде, - подчеркивает Андрей Попов. - Оказывается, многие ребята знают о ней, но не хотят заводить. На недавно прошедшем онлайн-форуме эксперты ведомства рассказали, что из 13 миллионов молодых людей (в конкретном возрастном диапазоне) только 4,5 миллиона человека зарегистрировали карту. Конечно, это очень мало.
Также остро встал вопрос импортозамещения. Если с ассортиментом кинобара все просто - на смену ванильной кока-коле придет русский квас, для сиропов в попкорне тоже найдется достойный аналог, то с кинотехникой большая проблема. Фактически залы существуют на зарубежном оборудовании. В числе расходных материалов - лампы в проекторе, которые в зависимости от мощности и модели служат до полугода, потом их нужно менять. Стоимость их немаленькая - от 1000 евро, и представлены они в основном японскими и немецкими производителями. В России случались попытки разработать собственные лампы, но до массового внедрения дело так и не дошло, и теперь очевидно, что необходимо налаживать собственные линии. Это касается и кинопроекторов, серверов, которые полностью поставляются из-за рубежа.
- Надеемся на китайский рынок, так как там число залов даже больше, чем в Америке, - заключает Андрей Попов.
В последние недели в Краснодарском крае набирает обороты акция #ПоддержиНашеКино, анонсирующая новые российские фильмы в кинотеатрах. В соцсетях запустили хештег #СпастиКинотеатры. Простые люди, понимая, что кинотеатры находятся в сложном положении, тоже покупают билеты в кино и призывают делать это других. Тем более цены пока остаются "замороженными".
Сами же владельцы проката еще не уверены, на какие события делать ставку. В неделю школьных каникул стартовала российская премьера - полнометражный мультфильм "Финник", рассказывающий о склонном к шуткам мохнатом домовом. Первого мая объявлен выход долгожданного 3D-анимационной семейной ленты "Суворов: Великое путешествие". Выстрелят ли эти проекты, покажет время.
Алексей Двоеглазов, кинокритик, исполнительный директор Краснодарской школы кино:
- В киноиндустрии все взаимосвязано, поэтому падение доходов кинотеатров неизбежно приведет к потере прибыли российских производителей - продюсеров и студий. Те же стриминговые платформы не только размещают чужой видеоконтент, но и активно создают свой. Теперь возможностей для новых проектов у них станет меньше. Возможно, некоторые онлайн-сервисы объединятся, кто-то закроется. Что остается нам? Вообще любой кризис - это возможность создавать что-то свое. Достаточно вспомнить послевоенную Италию 1940-х, когда в условиях упадка технологической базы режиссеры начали выходить с камерами на улицы и снимать кино на волнующие их темы, речь идет о неореализме. Или "Новая волна" во Франции на стыке 1950-1960-х годов, возглавленная молодыми кинокритиками Франсуа Трюффо, Жан-Люком Годаром и другими. Кино востребовано всегда и в любое время. Но надо понимать, что творческий всплеск не происходит по щелчку пальцев. И сравнивать нас с Голливудом тоже не стоит, у нас всегда была своя драматическая направленность. Так что остается надеяться, что кризис подтолкнет к развитию кинематографа и творческих личностей, которые смогут создавать свои фильмы без масштабных вложений. Мы, кстати, в Краснодарской школе кино также взращиваем таких ребят, в апреле состоится первый наш выпуск слушателей по ведущим направлениям "Режиссер/оператор" и "Актер театра и кино".
Кстати
По данным Фонда кино, доля выручки отечественных фильмов в кинотеатрах страны в 2019 году составила 23 процента от совокупного числа проданных билетов (12,3 миллиарда рублей), в пандемийный 2020 год она достигла уровня 46,9 процента, а в 2021 году в связи с парадом больших американских премьер опять снизилась до 25,6 процента. На этом фоне растущая популярность формата показа "премиум" (когда зритель полностью погружается в мир персонажей на экране) свидетельствует о том, что люди зачастую готовы купить билет в кино, пусть по завышенной цене, именно на искрящуюся спецэффектами премьеру.