25.03.2022 18:34
    Поделиться

    Как кинотеатры Кубани изменили работу после ухода голливудского кино

    "У кого правда - тот и сильней", - ставшая фольклорной фраза главного героя Данилы Багрова дилогии "Брат" и Брат-2" теперь с новой остротой зазвучала с больших экранов кинотеатров. После того как ведущие голливудские компании приостановили выход ожидаемых блокбастеров в России, владельцам кинозалов пришлось спешно менять свой репертуар, включив в него народные хиты прошлых лет.
    Владимир Аносов/РГ

    "Мосфильм" предложил для повторного проката целый список киноклассики с произведениями Тарковского и Шахназарова. Тем не менее участники рынка понимают, что даже любимые зрителями картины не заменят новинки, прогнозируя в ближайшее время потери до 80 процентов планируемой выручки и, как следствие, волну закрытия малых и частных кинозалов по всей стране. Что поможет спасти ситуацию?

    Любовь к блокбастерам

    …Закрытие в конце марта залов "Киномакс" в ТРЦ "Галерея" Краснодара не связано с политической повесткой - прозаически у оператора истек контракт с администрацией торгового центра, - однако данное событие сразу породило у горожан ощущение, что кинотеатры работают вполсилы и смотреть там нечего. Это далеко не так. Руководитель по рекламе и PR сети кинотеатров "Монитор" Андрей Попов отмечает, что в связи с уходом фильмов голливудских студий репертуар наших кинотеатров стал шире, потому что начали брать много независимого американского и европейского кино. Другое дело, что зритель идет на них с ленцой.

    - Основной доход как раз приносят блокбастеры, выходившие с периодичностью один-три раза в месяц. В марте сняли фильмы "Бэтмен", "Я краснею" и "Морбиус", 31-го числа должен был стартовать приключенческий анимационный фильм "Соник-2", и уже сложилось представление, что в целом за эти недели отрасль потеряла пять миллиардов рублей, в нашей сети - миллионы, - говорит Андрей. - В соцсетях краснодарцы спрашивают - работаем ли мы? Почему-то многие уверены, что теперь крутят только российское кино. Да, мы вернули на экраны картины Алексея Балабанова, на которые даже пришлось открывать дополнительные сеансы, шедевры Тарковского, "Самую обаятельную и привлекательную" Бежанова, но в тоже время вместо ушедших мировых премьер взяли в показ 12 новинок.

    При этом Андрей признается: весомые сборы сейчас смогут принести лишь большие фильмы отечественных производителей, но, как правило, таких релизов мало, и обычно они выходили на Новый год. Например, лидерство проката этого года держит третья часть фэнтезийной франшизы "Последний богатырь: посланник тьмы", львиная доля сборов как раз пришлась на январские каникулы.

    Выстрел рекламой

    Конечно, сравняться с заокеанской фабрикой грез, где бюджет масштабного проекта достигает 300 миллионов долларов, мы не сможем. И дело не только в высоких затратах. В США общее число экранов перевалило за 40 тысяч. В России работает около шести тысяч кинозалов, и кассовые сборы несопоставимы. Владельцы российских киносетей единодушны: если "мертвая пауза" по части премьер продлится до осени и дальше, то маленькие залы вынуждены будут уйти с рынка, а крупные, затянув пояс, начнут всячески урезать расходы по аренде, сокращать персонал и сворачивать различные рекламные проекты. Не стоит забывать, что пятьдесят процентов с продажи каждого билета отчисляется дистрибьютерам картины.

    - Думаю, нужны экстренные меры (хотя мы все понимаем, что в фокусе внимания, скорее всего, окажутся другие жизненно важные отрасли). А в перспективе необходимо пересмотреть финансовую государственную помощь киноиндустрии: сейчас выделяются деньги на производство фильмов, а вот на рекламную кампанию реже, из-за этого крупные отечественные проекты проходят в прокате незамеченными, - продолжает Андрей Попов. - К сожалению, на российские фильмы ходят мало, молодые люди часто их ругают, основываясь не на личном мнении после просмотра, а, к примеру, прослушав ролик-рецензию популярного блогера BadComedian, у которого сложилась широкая аудитория. А я считаю, что прежде чем ругать (оценивать) любой фильм, нужно его посмотреть. Предвзятое отношение к русскому кино демонстрирует и такой случай: в июне прошлого года в прокат вышла прекрасная лента-притча о Великой Отечественной войне "Красный призрак", и мы приглашали на показ блогеров. Буквально каждого приходилось уговаривать. Зато после просмотра все они были ошарашены и благодарили. Это честное кино, рождающее патриотизм без его деревянных рычагов, снятое в стиле вестернов Тарантино. Жаль, но его тоже пропустили без внимания…

    Роль некой палочки-выручалочки пока выполняет "Пушкинская карта". Ее номинал составляет пять тысяч рублей, две из которых молодые люди от 14 до 22 лет могут потратить на поход в кино. Правда, только на картины с государственным финансированием. По мнению владельцев залов, сейчас ее действие целесообразнее было бы расширить на все российское кино. По статистике сети "Монитор", в эти недели более 40 процентов билетов на фильмы "Хочу замуж" с Кристиной Асмус и "Мистер нокаут" с Сергеем Безруковым в главных ролях были проданы именно по "Пушкинской карте".

    - "Пушкинская" карта реально работает, но фактически мы взяли на себя функции министерства культуры, пытаясь распространить данную программу в молодежной среде, - подчеркивает Андрей Попов. - Оказывается, многие ребята знают о ней, но не хотят заводить. На недавно прошедшем онлайн-форуме эксперты ведомства рассказали, что из 13 миллионов молодых людей (в конкретном возрастном диапазоне) только 4,5 миллиона человека зарегистрировали карту. Конечно, это очень мало.

    Аналог, еще раз аналог

    Также остро встал вопрос импортозамещения. Если с ассортиментом кинобара все просто - на смену ванильной кока-коле придет русский квас, для сиропов в попкорне тоже найдется достойный аналог, то с кинотехникой большая проблема. Фактически залы существуют на зарубежном оборудовании. В числе расходных материалов - лампы в проекторе, которые в зависимости от мощности и модели служат до полугода, потом их нужно менять. Стоимость их немаленькая - от 1000 евро, и представлены они в основном японскими и немецкими производителями. В России случались попытки разработать собственные лампы, но до массового внедрения дело так и не дошло, и теперь очевидно, что необходимо налаживать собственные линии. Это касается и кинопроекторов, серверов, которые полностью поставляются из-за рубежа.

    - Надеемся на китайский рынок, так как там число залов даже больше, чем в Америке, - заключает Андрей Попов.

    В последние недели в Краснодарском крае набирает обороты акция #ПоддержиНашеКино, анонсирующая новые российские фильмы в кинотеатрах. В соцсетях запустили хештег #СпастиКинотеатры. Простые люди, понимая, что кинотеатры находятся в сложном положении, тоже покупают билеты в кино и призывают делать это других. Тем более цены пока остаются "замороженными".

    Сами же владельцы проката еще не уверены, на какие события делать ставку. В неделю школьных каникул стартовала российская премьера - полнометражный мультфильм "Финник", рассказывающий о склонном к шуткам мохнатом домовом. Первого мая объявлен выход долгожданного 3D-анимационной семейной ленты "Суворов: Великое путешествие". Выстрелят ли эти проекты, покажет время.

    Мнение

    Алексей Двоеглазов, кинокритик, исполнительный директор Краснодарской школы кино:

    - В киноиндустрии все взаимосвязано, поэтому падение доходов кинотеатров неизбежно приведет к потере прибыли российских производителей - продюсеров и студий. Те же стриминговые платформы не только размещают чужой видеоконтент, но и активно создают свой. Теперь возможностей для новых проектов у них станет меньше. Возможно, некоторые онлайн-сервисы объединятся, кто-то закроется. Что остается нам? Вообще любой кризис - это возможность создавать что-то свое. Достаточно вспомнить послевоенную Италию 1940-х, когда в условиях упадка технологической базы режиссеры начали выходить с камерами на улицы и снимать кино на волнующие их темы, речь идет о неореализме. Или "Новая волна" во Франции на стыке 1950-1960-х годов, возглавленная молодыми кинокритиками Франсуа Трюффо, Жан-Люком Годаром и другими. Кино востребовано всегда и в любое время. Но надо понимать, что творческий всплеск не происходит по щелчку пальцев. И сравнивать нас с Голливудом тоже не стоит, у нас всегда была своя драматическая направленность. Так что остается надеяться, что кризис подтолкнет к развитию кинематографа и творческих личностей, которые смогут создавать свои фильмы без масштабных вложений. Мы, кстати, в Краснодарской школе кино также взращиваем таких ребят, в апреле состоится первый наш выпуск слушателей по ведущим направлениям "Режиссер/оператор" и "Актер театра и кино".

    Кстати

    По данным Фонда кино, доля выручки отечественных фильмов в кинотеатрах страны в 2019 году составила 23 процента от совокупного числа проданных билетов (12,3 миллиарда рублей), в пандемийный 2020 год она достигла уровня 46,9 процента, а в 2021 году в связи с парадом больших американских премьер опять снизилась до 25,6 процента. На этом фоне растущая популярность формата показа "премиум" (когда зритель полностью погружается в мир персонажей на экране) свидетельствует о том, что люди зачастую готовы купить билет в кино, пусть по завышенной цене, именно на искрящуюся спецэффектами премьеру.

    Поделиться