27.03.2022 19:43
    Поделиться

    Филиал ГАБТ станет самым необычным зданием острова искусств в Калининграде

    В Калининграде с аншлагом прошел гала-концерт солистов оперы и оркестра Большого театра. В программу, открывшуюся увертюрой к опере "Царская невеста" Римского-Корсакова, включили классические шедевры Чайковского, Даргомыжского, Бородина, Сен-Санса, Бизе, Пуччини, Верди, Оффенбаха, Леонкавалло…
    Екатерина Чеснокова / РИА Новости

    Прославленные и восходящие звезды Большого - Эльчин Азизов, Константин Артемьев, Бехзод Давронов, Агунда Кулаева, Денис Макаров, Анна Нечаева, Ольга Селиверстова - заворожили широким диапазоном голосов, от баса до сопрано, публику, заполнившую областной драмтеатр. Оркестром дирижировал заслуженный артист России Павел Клиничев.

    Не впервые жители самого западного региона страны могут увидеть и услышать артистов Большого на местных площадках. Такую возможность главный театр страны дает им регулярно с тех пор, как три года назад в российском эксклаве был заложен символический камень в строительство масштабного культурно-образовательного кластера - одного из четырех в стране, строящихся в рамках нацпроекта "Культура".

    Именно здание филиала Большого театра будет самым эффектным на этом "острове искусств" - Октябрьском острове, образованном двумя рукавами городской реки Преголя. Глядя на огороженную забором стройплощадку, где буронабивные установки погружают в грунт сваи, трудно представить, как здесь взметнется, словно парус у воды, гигантский белый футуристический параболоид.

    Визуализированный макет, если рассматривать его с разных сторон, напоминает нос корабля и изгиб виолончели, носок пуанта летящей в прыжке балерины, ступени выстраиваются клавишами рояля, фасад то вырастает органными трубами, то стекает складками театрального занавеса…

    - А у вас какие ассоциации вызывает это здание? - спрашиваю заместителя генерального директора Большого театра по строительству Анатолия Барсукова. Он прилетел в Калининград на один день вместе с артистами и, пока те репетировали перед концертом, инспектировал стройплощадку.

    - Динамика, - отвечает собеседник. - Концепция дизайн-проекта, который разработало для нас норвежское архитектурное бюро "Снохетта", основывалась на стандартных фигурах классического балета, и им, на мой взгляд, удалось запечатлеть ритм этого повторяющегося движения, когда балерина крутит фуэте.

    Уникальным будет не только внешний облик здания с фасадами из камня и алюкобонда, но и его "начинка". Само по себе исключительное событие - строительство театра оперы и балета с нуля, чего очень давно не было в России, объясняет Анатолий Барсуков. Это позволило отойти от классического проекта, когда театр выстраивается вниз: максимум один подъем на уровень партера, а все остальное - так называемый трюм, нижняя часть, где размещена вся машинерия сцены, необходимая для смены декораций. Калининградский филиал ГАБТ, нарушая традицию, будет устроен не вертикально, а горизонтально.

    Это, к примеру, позволит легко перемещать полностью собранные декорации на сцену после репетиции в "кармане" - пространстве сбоку от сцены. Таких карманов будет четыре - все размером 18 на 18 метров, по стандарту главной сцены, и один из них адаптирован под репетиционный зал.

    В проекте еще много таких сложных остроумных технических изюминок, которые помогут трансформировать театральное пространство под фантазии режиссеров, потребности артистов и комфорт зрителей. Так, 20-метровый портал - "ворота" сцены - может сузиться до 18 или 16 метров, чтобы зал работал не только на масштабные спектакли театра оперы и балета, но мог принимать и более камерные постановки. Оркестровая яма может служить не только по прямому назначению, но и стать продолжением партера с креслами для зрителей или авансценой. Трансформер - и малая сцена с отдельным входом, там предусмотрены несколько вариантов расстановки кресел для зрителей и заполняемости зала.

    - Технология музыкального театра в разы сложнее обычного драматического театра, - поясняет Анатолий Барсуков. - Ведь у нас четыре самостоятельных коллектива, четыре разные труппы: оркестр, хор, оперные певцы, балет, и всем им должны быть созданы комфортные условия для репетиций и жизни. И это воплощено в нашем проекте, для всех будут репетиционные залы, раздевалки. Необычна и загрузочная зона, она должна быть полностью автоматизированной. Ведь, когда мы едем на гастроли, декорации оперного спектакля занимают от пяти фур, в каждой - 10-тонная сетка с грузом, и их здесь нужно будет поднять на уровень сцены, на высоту 12 метров.

    Когда все это можно будет увидеть воочию? Пока процесс идет по графику. Документация, подготовленная российским проектным бюро "Горка", должна получить разрешение Главгосэкспертизы в апреле, и тогда начнется активная стройка. Генподрядчик - "Стройтрансгаз" - несколько месяцев испытывал сваи на сложных болотистых грунтах острова и теперь готов приступить к активной фазе строительства. Калининградский климат позволяет вести бетонные работы и зимой, так что к концу года корпус уже может появиться.

    - Конечно, коррективы и сроков, и смет не исключаются в нынешних условиях роста цен и дефицита стройматериалов, - говорит Анатолий Барсуков. - Но я считаю, что это просто дополнительная задача, которая должна быть решена, а не причина для остановки строительства. Более сложный вопрос - оборудование, которое не всегда имеет российские аналоги, возможно, в каких-то случаях придется принимать решение о замене.

    А пока планы не меняются, и в соответствии с ними через два года, весной 2024-го, артисты ГАБТ во время калининградских гастролей уже смогут выступать на своей площадке. А в перспективе - подготовка собственных, местных звезд. Она фактически уже началась: в ноябре прошлого года принял первых учеников построенный на острове Балтийский филиал Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Практически готов к учебному процессу и филиал Московской государственной Хореографической академии.

    Тем временем

    В комплекс с будущим филиалом Большого театра на Западной площадке Октябрьского острова входят еще три объекта. Рядом растет 50-метровая административная башня, готовы семь этажей из девяти. Сформирован и корпус филиала Третьяковской галереи по соседству, там уже монтируют вентиляционную систему, штукатурят стены и подбирают цветовую гамму для будущих выставочных залов. На территории будущего филиала Российского государственного института сценических искусств заканчивается устройство свайного поля.

    Справка "РГ"

    Создание четырех новых культурных центров в Калининграде, Владивостоке, Кемерово и Севастополе, которое ведется по поручению президента Владимира Путина, ставит задачей через приобщение к искусству изменить качество жизни местных жителей и придать этим городам особую привлекательность для туристов.

    В состав калининградского культурно-образовательного кластера общей площадью почти 130 тысяч квадратных метров войдут филиалы всемирно известных культурных институций нашей страны: Большого театра, Государственной Третьяковской галереи, Московской государственной академии хореографии, Российского государственного института сценических искусств, Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени Чайковского, а также жилые дома для преподавателей, интернаты и общежития для учащихся.

    Поделиться