28.03.2022 21:45
    Поделиться

    В Центре реабилитации имени Россолимо рассказали, как помогают детям-инвалидам и их родителям

    Один из старейших столичных приютов для детей-инвалидов, Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов имени Россолимо, приглашает к себе семьи с особенными детьми.

    Центр известен тем, что здесь живут дети с тяжелыми нарушениями развития, от которых отказались родители. Еще совсем недавно у таких детей не было никакого шанса "выйти в люди". Сегодня инновационные технологии, реабилитационные методики, творческий подход специалистов и их любовь к своим подопечным творят чудеса. Дети, которые мало что умели, сами теперь самостоятельно едят, заправляют кровати, стирают свою одежду, чистят зубы, разогревают обед в микроволновке, одним словом - живут.

    С этого года Центр принимает детей, которые воспитываются в семьях. О том, какую именно помощь могут получить дети и родители, "РГ" рассказала директор Центра Елена Возжаева.

    Елена Игоревна, Центр Россолимо известен как очень творческое и инновационное учреждение для сирот с тяжелыми нарушениями в развитии. Почему вы начали работать с особыми детьми, воспитывающимися в семьях? Ведь родители приняли своего ребенка, не оставили его, научились с ним справляться.

    Елена Возжаева: В Москве, благодаря профилактике социального сиротства, значительно сократилось число детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому появилась возможность оказывать помощь семьям, воспитывающим особых деток. Это важно и для детей, и для их родителей. Когда ребенок приходит к нам и заботу о нем принимают квалифицированные специалисты, для многих родителей появляется возможностью выйти на работу. Кроме того, для родителей это социальная передышка, возможность переключиться на иные дела, найти время для себя, уделить больше времени другим детям (большинство наших семей - многодетные). У нас есть три формы пребывания - дневная (с утра до вечера), пятидневная (ребенок находится у нас с понедельника по пятницу) и постоянная (ребенка можно забрать на каникулы).

    Сколько семей уже обратилось к вам за помощью?

    Елена Возжаева: Сейчас к нам пришли 20 ребятишек. Еще столько же оформляют документы и ожидают путевки. В сборе документов мы тоже помогаем семьям.

    Сейчас мамы и папы очень требовательны к учителям, врачам, воспитателям. Какое впечатление произвели на вас родители ваших новеньких?

    Елена Возжаева: Меня очень порадовало, что они открыты для общения. Они понимают, что работать с особыми детьми очень ответственно. Родители нас поддерживают, говорят, что "всегда на связи, всегда готовы к диалогу". Недавно в родительском чате наблюдала такую переписку - одна мама пишет воспитателям: "Мой мальчик сегодня с таким прекрасным настроением поехал в центр, значит ему там хорошо, спасибо вам большое". Другие родители тоже пишут, что их дети едут в центр с удовольствием. Для нас это очень важно! Если ребенку комфортно, значит, у нас есть все возможности помогать ему.

    И конечно, нас очень радует, когда родители, которые уже побывали у нас, говорят, что не готовы к длительной разлуке с детьми, выбирают форму дневного пребывания и видят смысл нахождения ребенка в центре не как замену родительской заботы, а как возможность получить услуги, которые помогут сделать жизнь ребенка и семьи полноценней.

    Какую помощь может получить ребенок, находясь в Центре?

    Елена Возжаева: Дети получают различную помощь. К примеру, мы развиваем коммуникативный потенциал наших воспитанников. Нам важно, чтобы неговорящие дети могли общаться. Поэтому мы освоили языковую программу Макатон, у нас много работников прошло обучение. Макатон, в отличие от языка глухонемых, - это упрощенные жесты, которые легко показать и понять, поэтому он доступен детям с нарушением интеллекта. Например, чтобы сказать ребенку "молодец" - мы правой рукой гладим кисть левой руки. Даже те дети, которые не могут показывать, понимают, что мы их хвалим. Со временем они начинают сами использовать этот жест, потом это входит в повседневное общение, за пределы занятий. Все наши помещения визуализированы (на всех дверях размещены картинки, поясняющие, что это за помещение). Например, на дверях в актовый зал нарисован силуэт головы и ноты, чуть ниже - для тех, кто плохо видит - объемный микрофон. Ребята могут пощупать рукой и понять, куда они пришли. Мы были приятно удивлены тем, что многие родители знают и используют в общении с детьми различные карточки как альтернативную коммуникацию (карточки с изображением предметов, элементов и последовательности действий). Мы стараемся работать так, чтобы обучаемый ребенок попадал дома в аналогичную среду, чтобы наша работа не прерывалась. Чтобы ванная комната, к примеру, обозначалась у нас и дома одной и той же картинкой. Мы активно используем фотографии - например, на шкафчике для одежды висит фото ребенка, которому он принадлежит, чтобы ребенок понимал - это его шкафчик.

    Есть ли возрастные ограничения для родительских детей? Например, в пять месяцев к вам еще рано, а в 13 лет уже поздно.

    Елена Возжаева: Мы принимаем всех. У нас есть опыт работы с детьми и до года. Группы у нас разновозрастные. Есть смешанные, есть группы, где только мальчики или только девочки. Такие группы нужны из-за особенностей пубертатного периода наших детей. Тут уже мы смотрим, как лучше ребенку. В ближайшее время запустим службу ранней помощи, где бесплатно услуги смогут получать семьи с детишками от 0 до 3 лет. Очень важно, как можно раньше помочь каждому члену семьи, в которой появился особый малыш, и общему семейному микроклимату.

    Что потом?

    Елена Возжаева: Наша главная задача - помочь воспитанникам обрести компетенции, которые позволят им достичь максимально возможной в их случае самостоятельности, развить у воспитанников то, что можно развить. Понять, с чем ребенок придет к 18 годам. Чем больше он будет уметь сам - тем лучше. От этого зависит его дальнейшая маршрутизация - куда после 18? Останется в семье, уйдет на квартиру с сопровождаемым проживанием или в дом - интернат? Сейчас мы участвуем в проекте "Ранний старт 12+", который реализуется под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Коротко, суть его в том, что с 12 лет мы начинаем активно мониторить сферы жизнедеятельности ребенка и детально их развивать.

    Ребенку с ментальными нарушениями любое элементарное действие приходится раскладывать на множество микродействий. Наша задача к 18-ти годам сформировать эти простые действия. Особенность наших детей такова, что нужно постоянно закреплять пройденное. Иначе они очень быстро забудут все навыки. Поэтому очень важно, чтобы родители были нашими помощниками. Чтобы они знали, чем и как мы занимаемся с ребенком, овладели способами работы с ним, когда он дома, отрабатывали навыки. Чтобы не было так: мы научили ребенка есть ложкой, а когда он уехал в отпуск с родителями, то опять разучился есть самостоятельно, потому что папе с мамой быстрее и проще накормить его, чем поддержать самостоятельный навык. Только вместе в одной команде с родителями мы сможем сделать лучше жизнь семьи с особым ребенком.

    Навигатор помощи

    "Российская газета" и столичный Департамент труда и социальной защиты представляют навигатор помощи для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития (или тяжелыми ограничениями здоровья) - куда и за какой помощью можно обратиться в Москве.

    Сейчас в столице работают пять особых семейных центров: Центр имени Россолимо, "Семь - Я", "Формула роста", "Роза ветров", "Дом детей". Если у вас есть вопросы, связанные с воспитанием или здоровьем ребенка, вы можете обратиться к специалистам особых семейных центров.

    Услуги предоставляются абсолютно бесплатно. Специалисты проводят с детьми занятия, в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг, реабилитации и абилитации, помогают в развитии самостоятельности ребенка, усвоении норм и правил поведения в обществе, формируют навыки общения со сверстниками. Не говорящих детей обучают использованию средств альтернативной коммуникации, помогают позиционировать себя с помощью технических средств реабилитации.

    Вы так же можете получить юридическую консультацию, психологическую помощь, повысить компетенции в вопросах ухода, воспитания и развития ребенка.

    Где искать

    Контакты и информацию столичных центров социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов можно найти на портале "Мой семейный центр".

    Куда звонить

    Центр социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов имени Г.И. Россолимо (метро "Лухмановская")

    Телефон: 8 499 -721-72-49, 8 926-560-15-75.

    "Семья-я" (метро "Домодедовская")

    "Главный итог работы команды "Семь-Я" - научить родителей и всех людей, которые окружают ребенка, видеть не ограничения ребенка в связи с его диагнозом, а перспективу развития…".

    Телефон: 8 (495) 394-93-11.

    "Роза ветров" (метро "Бульвар Адмирала Ушакова")

    "Появление в семье "особого" ребенка резко меняет жизнь родителей. …Родителям важно преодолеть тяжелый стресс, ощущение изолированности от остального мира, и постараться вернуться в общество. В этот момент им очень нужна поддержка членов семьи, друзей, людей вокруг. Именно для этого и создан наш Центр, девиз которого, "Безопасность. Доверие. Развитие".

    Телефон: 8 (499) 743-48-63.

    "Формула роста" (метро "Селигерская")

    "История столичного особого семейного центра "Формула роста" насчитывает более 45 лет. Под крышей нашего дома взрослые и дети живут большой дружной семьей, где всегда тепло и уютно, а дни наполнены яркими и запоминающимися событиями...".

    Телефон: 8 (499) 487-00-57.

    "Дом детей" (метро "Молодежная)

    "Уже 57 лет мы занимаемся реабилитацией и социализацией детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития и ментальные нарушения… Мы уверены, что каждый ребенок со всеми своими индивидуальными особенностями - абсолютная ценность, он должен иметь возможность стать полноценным членом общества".

    Телефон: 8 (499) 141-45-13.

    Поделиться