28.03.2022 17:29
    Поделиться

    Соучредитель холдинга Major Павел Абросимов: "Вызовы помогают нам становиться сильнее"

    В последние недели десятки западных фирм и корпораций объявили о приостановке своей деятельности в России. Паузу взяли зарубежные концерны, сети фастфудов, бренды одежды, поставщики электроники. Это дало хороший шанс отечественным компаниям укрепить позиции на внутреннем рынке. А крупные игроки открыли для себя еще и возможность развивать новые направления, важные для взятого правительством курса на импортозамещение.
    Павел Бедняков / РИА Новости

    Начинали на "драйве"

    Если бы четверть века назад основателям компании Major рассказали о том, что она превратится в многопрофильный холдинг с оборотом 170 млрд рублей, они бы, скорее всего, не удивились. "Драйва и уверенности было очень много, хотелось сделать что-то масштабное", - говорит Павел Абросимов, один из соучредителей Major.

    Сегодня холдинг - это, прежде всего, одна из крупнейших компаний на отечественном розничном автомобильном рынке. Вторым по обороту является логистическое подразделение. Годом основания холдинга считается 1998 год, когда небольшая компания Павла Абросимова и Михаила Бахтиарова стала официальным дилером марок Chrysler и Jeep. Тогда российский автомобильный рынок только начинал развиваться, и окно возможностей было распахнуто для всех, вспоминает Михаил Бахтиаров. Окрепнув, компания основательно вкладывалась в современные автосалоны в лучших локациях, добивалась заключения долгосрочных контрактов с производителями и развивала систему постпродажного обслуживания.

    Был взят за основу экосистемный подход к бизнесу: помимо основного компания изначально "строила" сопутствующие виды бизнеса. Расчет был простой: собственные компетенции не только в области розничной торговли автомобилями, но и логистике, позволяли контролировать операционные расходы, предоставлять конкурентные условия для клиентов. "Разумеется, не одни мы видели потенциал транспортного рынка, конкуренция изначально была весьма жесткой", - говорит Павел Абросимов. Так, в 2001 году компания начала заниматься перевозками для сторонних структур и через три года создала специализированную компанию Major Auto Trans для перевозки автомобилей Nissan, Volkswagen, Mazda и других автопроизводителей. Затем появилось транспортно-логистическое подразделение Major Cargo Service, которое оказывало услуги без привязки к автомобильному бизнесу.

    "Ежегодно увеличивая поставки автомобилей для нашего розничного бизнеса, мы накопили значительную экспертизу. И логично, что она стала востребована и за пределами нашего "родного" автомобильного сегмента", - поясняет Михаил Бахтиаров. За несколько лет логистическое подразделение превратилось в крупный бизнес с мировыми стандартами качества и целым спектром услуг - от грузоперевозок и таможенного декларирования до маркировки и т.д.

    Бизнес должен быть гибким

    Ключевая структура - автодилер Major Auto - за годы работы во многом задала высокую культуру розничного рынка. В 2011 год холдинг открыл в Москве крупнейший в Европе дилерский центр площадью свыше 50 тысяч квадратных метров.

    Спустя 24 года компания продолжает оставаться частной. В разные годы учредителям поступали предложения о продаже как от инвестиционных, так и от профильных компаний. Но, как говорит Михаил Бахтиаров, "идеального предложения не было", а цели продать бизнес никогда не стояло.

    По итогам 2021 года оборот многопрофильного холдинга превысил 170 млрд рублей. "Наша команда достойно справляется с вызовами времени, мы активно расширяем нашу инфраструктуру и повышаем эффективность работы", - говорит Михаил Бахтиаров.

    В 2020-2021 годах из-за пандемии коронавируса мировая экономика столкнулась с логистическим кризисом. Major, более 20 лет занимающийся вопросами поставок в Россию авто и развивающий сервис грузоперевозок, оперативно перестроился к новым правилам игры. Чтобы не зависеть от долгих "карантинных" процедур и очередей в портах, компания стала развивать новый сервис - контейнерные перевозки по железной дороге. Этот канал поставок оказался наименее уязвим в период пандемии и смог принять на себя дополнительный объем грузов. Компания организовала с июня 2021 года прямые поезда из китайского города Ченду в Москву. Это дало холдингу и его клиентам возможность обеспечить бесперебойные поставки и сократить расходы на поставки.

    "Логистика - это кровеносная система всего мирового бизнеса. И при нынешних обстоятельствах важно иметь разные альтернативные варианты, чтобы сохранять устойчивость и качество сервиса", - комментирует Павел Абросимов.

    Еда как прибыльный актив

    Самым молодым структурным направлением развития сегодня является сельское хозяйство. Но именно в него последние три года Бахтиаров и Абросимов инвестируют наиболее существенные средства - общий объем инвестиций за этот период достиг 8 млрд рублей. В 2016 году компания купила землю в Московской области и за два года создала на ней ферму органического сельского хозяйства с теплицей, животноводческим комплексом, производством молочной и мясной продукции. К 2019 году хозяйство, которое получило название "М2", обрабатывало 4,5 тысячи га земель, сертифицированных по европейскому стандарту органического земледелия. Вся продукция с фермы "М2" имеет сертификат "органик", то есть имеет натуральный состав и выращена без использования синтетической агрохимии. Компания начала развивать собственную сеть магазинов "М2 Органик Клуб", а позже открыла интернет-магазин. В 2020 году инвесторы вышли в Тульскую область, где сейчас создают на площади 21,5 тысячи га земли растениеводческое хозяйство по стандартам органического земледелия с собственным элеватором и животноводческий комплекс.

    "Для нас сельскохозяйственное направление является одним из приоритетных направлений в плане долгосрочного развития. Мы уверены, что значимость этого сектора в экономике будет заметно увеличиваться", - резюмирует Павел Абросимов.

    Поделиться