28.03.2022 20:59
    Поделиться

    Валерий Фокин: Зритель приходит в драматический театр, чтобы думать, а не развлекаться

    Дни Александринского театра в Москве в самом разгаре. Зрители уже успели посмотреть три премьеры сезона - "Рождение Сталина" Валерия Фокина, "Маузер" Теодороса Терзопулоса и "Нана" Андрия Жолдака, впереди еще знакомство со спектаклями "Дети солнца" Николая Рощина и "Товарищ Кисляков" Андрея Калинина, а также творческие встречи, лекции и обсуждения. График очень плотный, но художественный руководитель Национального драматического театра России (Александринского театра) Валерий Фокин нашел время, чтобы ответить на вопросы журналистов.
    Нина Зотина/ РИА Новости

    Все спектакли, которые Александринский театр привез в Москву, объединяет общая тема - история. "В разных режиссерских стилистиках, через разные исторические факты мы пытаемся осмыслить происходящее сегодня. Как национальный театр мы обязаны делать спектакли, раскрывающие историческую линию. Это наша важная просветительская миссия", - объясняет Валерий Фокин.

    И искренне радуется, когда зритель включается в этот непростой разговор: "Отрадно, что сегодня люди приходят в драматический театр, чтобы думать, а не просто развлекаться. Они чутко реагируют на то, как сегодняшняя ситуация наполняет новыми смыслами ранее поставленные спектакли, замечают то, что раньше казалось неважным. Театр - это же живое искусство, художественное отражение жизни".

    Зашла речь и о современных технологиях, которые "агрессивно" внедряются в нашу жизнь. Фокин уверен, что никакой интернет не сможет заменить живой театр. Театр - это чудо, а вот интернет стоило бы обуздать и направить в художественное русло. В Александринском театре появился даже специальный проект "Другая сцена", где актеры и режиссеры экспериментируют с реальными и виртуальными пространствами.

    После Москвы Александринский театр поедет на гастроли в Казань, где 2 и 3 апреля покажет спектакли "Маузер" и спектакль-концерт народного артиста России Николая Мартона "Вертинский. Русский Пьеро". А в июне в планах Якутск. Там же пройдет первый конгресс Ассоциации национальных театров России, председателем которой был избран Фокин.

    По его словам, совместные проекты национальных театров, обсуждения, обмен опытом, показы спектаклей - все это может стать началом обновления театрального языка. "Главная задача Ассоциации - показать на что способны национальные театры. Это уникальные труппы, сохраняющие национальные традиции, язык, колорит. Но им нужна помощь, как административная (управлять театром не так просто, как некоторые думают), так и финансовая. Над этим мы и будем работать. Ассоциация должна превратиться в мощную творческую силу", - настаивает Фокин.

    Зашла речь и о международных гастролях, которые во многих театрах пока поставили на паузу. Александринский театр тоже был вынужден отменить показы своего спектакля в Венгрии. Валерий Фокин заверил, что они сохраняют самые дружеские отношения с венгерскими коллегами, но Венгрия - член ЕС, и приезд туда российских актеров мог стать лишним раздражителем.

    А вот гастроли в Сербии, как надеется худрук Александринского театра, все же состоятся. Они намечены на сентябрь.

    Также Александринка намерена вернуться к совместному проекту с Китайским государственным театром пекинской оперы, который временно притормозили из-за пандемии. "Впервые в истории русский драматический театр и пекинская опера соединятся ради Пушкина. Это будет очень неожиданный симбиоз двух самобытных театральных школ, - рассказывает Фокин и добавляет. - В нынешней ситуации международный коридор культуры ни в коем случае не должен закрываться. Он может быть уже или шире, но он должен быть".

    Поделиться