Дорогие друзья,добрый день!
Прежде всего хотел бы поздравить вас и всех ваших коллег с Днем работника культуры. Он учреждён в честь огромной когорты людей, настоящих подвижников, посвятивших свою жизнь российской культуре. Великая и неисчерпаемая, она отражает всё разнообразие духовного, исторического наследия и традиций многонационального народа нашей страны, является одной из важнейших основ государства и общества, служит укреплению нашей сплочённости, формированию у юных граждан чувства понимания Родины.
Культурное пространство России создано трудом и талантом многих поколений художников, писателей и композиторов, актеров и музыкантов, включает в себя не имеющую аналогов в мире сеть музеев, библиотек, домов культуры, сценических площадок, центров народного творчества. Рядом с легендарными Эрмитажем, Большим и Мариинским театрами в России работают многие тысячи муниципальных учреждений культуры. Абсолютно российское достижение - это детские театры и библиотеки и уникальная система образования в сфере культуры, которая охватывает всю страну.
Неоценим вклад российской культуры и в развитие мировой цивилизации. На протяжении веков отечественные мастера литературы, музыки, изобразительного искусства дарили человечеству не только новые эстетические традиции, но, что очень важно, те идеалы и смыслы, которые становились нравственными, духовными ориентирами для миллионов людей, для целых поколений.
Российская культура всегда обращена к человеку. Все лучшие, ставшие классикой произведения отражали его внутренний мир, искания, переживания, ставили волнующие его вопросы, учили думать, оценивать и делать выводы.
И неудивительно, что в нашем национальном характере есть такая черта - как у нас говорят, "принимать близко к сердцу". Мы обострённо чувствуем чужую боль и несправедливость, способны искренне радоваться успехам других и идти на помощь тем, кто в ней, в этой помощи, действительно нуждается.
Отечественная культура во все времена защищала и самобытность России. Она с готовностью принимала всё лучшее, созидательное, но отторгала лживое и сиюминутное, разрушающее преемственность наших духовных ценностей, нравственных устоев, исторической памяти.
Это уникальное качество надёжно охраняет российский народ и сегодня, когда в разных странах подтачиваются, подрываются, казалось бы, вечные понятия и нормы, искажается история, взламываются законы самой природы.
В целом ряде государств, и прежде всего в так называемых западных, подобные явления не просто проникли в политику, общественную жизнь, в спорт, в образование, а зачастую правят бал в этих сферах - именно агрессивно навязываются, именно там.
Достаточно упомянуть такое явление, как "культура отмены". Иначе говоря, публичный остракизм, бойкотирование, а то и полное замалчивание, забвение очевидных фактов, книг, имён исторических и современных общественных деятелей, литераторов, просто людей, которые не вписываются, не укладываются в современные шаблоны, какими бы абсурдными они на самом деле ни были.
Это началось не вчера. Как известно, мы хорошо знаем об этом, в Голливуде, например, раз за разом выходили фильмы, в которых единственным победителем нацизма назывались Соединённые Штаты. При этом мужество и героизм, победу Красной Армии, которая внесла решающий вклад, - достаточно посмотреть просто на цифры воинских подразделений, которые воевали на Восточном фронте, у Германии, - решающий вклад Красной Армии просто "взяли и отменили".
А в Японии, например, в день памяти о жертвах атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки или стыдливо молчат о том, кто же сбросил бомбы на их города, или пишут совсем уже очевидную чушь: мол, это сделали некие абстрактные союзники. В учебниках прямо об этом пишут. А о том, что именно США устроили на исходе Второй мировой войны такую страшную и ничем не оправданную бойню, просто не говорят. Эту правду тоже цинично решили "отменить".
Не так давно "отменили" и детского писателя Джоан Роулинг за то, что она - автор книг, которые разошлись по миру сотнями миллионов экземпляров, - не угодила поклонникам так называемых гендерных свобод.
Сегодня пытаются отменить целую тысячелетнюю страну, наш народ - говорю о прогрессирующей дискриминации всего, что связано с Россией, об этой тенденции, которая разворачивается в ряде западных государств, при полном попустительстве, а иногда и при поощрении правящих элит.
Пресловутая "культура отмены" превратилась в "отмену культуры". Из концертных афиш вымарывают Чайковского, Шостаковича, Рахманинова. Также запрещаются и русские писатели и их книги. В последний раз такую массовую кампанию по уничтожению неугодной литературы почти 90 лет назад проводили нацисты в Германии. Мы хорошо знаем и помним из кадров кинохроники, как сжигаются книги прямо на площадях.
Представить такое в нашей стране невозможно. И застрахованы мы от этого во многом благодаря отечественной культуре. Она для нас неотделима от Родины, от России, где нет места этнической нетерпимости, где веками вместе живут, трудятся, растят детей представители десятков национальностей и этнических групп, а культурное многообразие является гордостью общества, силой и преимуществом нашего государства.
Думаю, многие знают, видели, как в Неаполе уличный художник недавно нарисовал на стене дома портрет ныне "отменённого" на Западе или "отменяемого" русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Это всё-таки даёт надежду, что именно через взаимную симпатию людей, через культуру, которая всех нас связывает и объединяет, правда безусловно пробьёт себе дорогу, что искусство, образование, как им и должно быть, будут сеять только лишь умное, доброе и вечное.
Уверен, у нас, в России, иначе не будет. Одно из подтверждений тому - творчество участников нашей встречи, лауреатов премии для молодых деятелей культуры и премии за произведения для детей.
Уважаемые друзья, вы принадлежите к разным поколениям, служите в разных сферах российской культуры и просвещения, но одинаково преданны им, стремитесь приумножать их богатейшие традиции, воспитывать новые поколения думающих и духовно богатых людей, способных воспринимать и передавать традиционные ценности, знающих и уважающих прошлое и настоящее своей страны, истинных граждан России.
В День работника культуры были подписаны указы о присуждении премии президента для молодых деятелей искусства и премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2021 год. Каждый лауреат получит по пять миллионов рублей.
Среди молодых деятелей искусств в возрасте до 35 лет были отмечены прима-балерина Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Оксана Кардаш, актер и режиссер Дмитрий Сердюк и концертмейстер группы арф Мариинского театра Софья Кипрская.
Также высокую награду получили художественный руководитель Детского музыкального театра им. Наталии Сац Георгий Исаакян, художественный руководитель Архангельского театра кукол Дмитрий Лохов и художник, сценограф Никита Сазонов.
Знаменитый режиссер Георгий Исаакян уже 12 лет возглавляет Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, а прежде два десятилетия был художественным лидером Пермского театра оперы и балета. Именно он инициатор создания Ассоциации музыкальных театров России, объединившей более тридцати творческих коллективов, и фестиваля "Видеть музыку", который занял заметное место в культурной жизни страны.
Георгий Исаакян обладает не только талантом придать театру, где он служит, новый, мощный жизненный импульс, но и редким даром создавать спектакли, чувствующие время и становящиеся значимым художественным событием. Так именно по его воле впервые на берегу Камы были поставлены "Оперная пушкиниана", "Орфей" Монтеверди, "Клеопатра" Массне, а "Лолита" - опера Родиона Щедрина - так и вовсе впервые была представлена в России. Он выступил художественным руководителем проекта "Опера/ГУЛАГ" в Перми и Музея истории политических репрессий "Пермь-36", в рамках которого поставил оперу Бетховена "Фиделио". А через несколько лет осуществил на Камерной сцене Большого театра мировую премьеру оперы Александра Чайковского "Один день Ивана Денисовича", демонстрируя притягательную способность не просто ставить оперный спектакль, а создавать и приумножать смыслы.
А в афише Детского музыкального театра имени Наталии Сац благодаря Георгию Исаакяну появились и такие редкие барочные оперы, как "Игра о душе и теле" Эмилио де Кавальери, "Любовь убивает" Хуана Идальго де Поланко, "Альцина" Генделя, и яркие примеры современной оперы от "Любви к трем апельсинам" Сергея Прокофьева до "Упражнений и танцев Гвидо" Владимира Мартынова и "Жестоких детей" Филипа Гласса, а также эксклюзивный концертный проект "RЕ-Конструкция", пока в Большом зале театра звучит другая музыка - отбойного молотка под руководством строителей.
- Я счастлив, что могу быть частичкой великой русской культуры, - заметил Георгий Исаакян в интервью "РГ", - и сегодня как никогда важно осознавать, что традиция - это всегда результат открытия чего-то нового, а не взгляд в прошлое. Традиция - это стартовая площадка в будущее, чтобы мы имели возможность двигаться дальше. И как Пушкин создал новый русский язык, а Чехов - новую русскую драматургию, а Станиславский - новую актерскую технику, так визионерка Наталия Сац придумала и воплотила в реальность новый тип театра.
И дети, как и прежде, очень любопытны по своей натуре. Им все надо и все интересно. Но они только пришли в этот сложный мир, в котором им предстоит потихоньку, как можно менее травматично осваиваться. Мы взрослые, недооцениваем глубину серьезности тех вопросов, которые тревожат ребенка, но он их пока не может даже сформулировать. Но нельзя учиться читать на "Жизни" Ги де Мопассана. Для каждого возраста есть не только своя литература, но и своя музыка. В этом и есть гениальность замысла Детского музыкального театра, который принадлежит Наталии Ильиничне Сац. А мы сегодня продолжаем его не только сохранять, но и идти вперед.
Подготовила Мария Бабалова
Среди плеяды звезд своего поколения Оксана Кардаш занимает особое место. Весь ее путь в балете - опровержение маршрутов, проложенных и утвержденных столетиями. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что это одна из тех редких балерин, которые определяют стиль и образ современного отечественного балета.
Свое освоение профессии Оксана начала не в признанных балетных академиях, а в хореографическом училище Университета Натальи Нестеровой. Это была одна из многочисленных негосударственных школ, возникших в 1990-х и еще не имевших профессионального авторитета. Кардаш была в числе немногих, после окончания получивших приглашение в академический театр - Музыкальный имени Станиславского и Немировича-Данченко. Он в те годы переживал непростой период восстановления после долгой реконструкции и жизни на колесах. В тот момент никто не знал, что у коллектива начинается новая эпоха - в рамках кардинальной перезагрузки был выбран путь на освоение западного балетного наследия ХХ века. В считавшийся провинциальным театр на Большой Дмитровке приехал сначала Джон Ноймайер, чтобы перенести свою "Чайку", потом Начо Дуато, никогда до этого не работавший в России. В эйфории премьер мало у кого хватало внимания заметить рядовую артистку кордебалета. Но и немецкий классик, и модный испанец доверили ей партии в своих балетах. Теперь очевидно, что это не было случайностью: театр Станиславского и Немировича-Данченко в наши дни стал ведущей труппой в освоении репертуара XX и XXI веков, при этом Кардаш не обошел вниманием ни один хореограф, работавший с труппой. За классическими струящимися линиями рук и ног они мгновенно считывали еще и собранность, энергию, точность каждого движения, в которых нуждается современная хореография, и, главное, дефицитное умение ловить идеи на лету. В итоге к статусу звезды Оксану привели не старинные классические спектакли, знающие сотни, если не тысячи интерпретаций, а участие в балетах современных хореографов - и это уникальная для русской балерины траектория.
Но после десяти лет работы встретившись наконец с главными ролями в классике, ей удалось с первой попытки соединить элегантность формы с живым током эмоций, превратить героинь старинных сказок в девушек современных, но умеющих любить до самозабвения и прощать слабых мужчин, которым не по плечу их спутницы, по-современному нежные и сильные.
Подготовила Анна Галайда
У лауреата президентской премии актера и режиссера Дмитрия Сердюка уже 4 апреля на фестивале "Энергия открытий", организованном радио "Орфей", в Доме музыки - премьера его спектакля "Жизнь подо льдом", посвященного судьбе забытого композитора-авангардиста Алексея Животова.
Чем вас привлек композитор, ставший героем вашей "Жизни подо льдом"?
Дмитрий Сердюк: Для меня было важно исследовать не столько Животова-композитора, сколько Животова-человека. Человека, который был не просто свидетелем, а непосредственным участником событий, которые происходили, в первую очередь, в стране, а затем и в музыке. Музыка, театр, литература - именно творчество, как мне кажется, является зеркалом Времени.
Чем интересна молодому зрителю эта история?
Дмитрий Сердюк: Это самый важный вопрос - найти ключик к сегодняшнему зрителю. Театр - это, по сути, маленькая черная коробка, в которой происходит чудо. Зритель приходит сюда за загадкой. Если ты сидишь в зрительном зале и даже не задумываешься, из чего "это сделано", - значит, ты видишь что-то божественное. Но такое бывает нечасто. Театр должен заниматься душой, а не только развлечением. Театр не может быть на потребу. Есть тогда опасность, что мы превратимся в легкий жанр.
Подготовила Наталья Пелехацкая
Вторую балетную труппу Москвы возглавил Максим Севагин.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко недавно лишился художественного руководителя балета. Француз Лоран Илер, пришедший к руководству пять лет назад, вывел труппу из летаргического сна и придал ее деятельности актуальность: премьеры театра почти не повторяли находки других российских балетных компаний, на сцене появилось множество новых лиц и даже собственный молодой перспективный хореограф из числа танцовщиков - Максим Севагин.
Бесперебойное развитие этой махины было остановлено на полном ходу отставкой Илера. Полторы сотни сотрудников остались без управления в разгар сезона, причем такого, когда обнулились и долгосрочные, и ближайшие планы труппы. Поэтому откладывать решение этой проблемы даже ненадолго было невозможно.
На желанное место прочили многих, но не было идеальных кандидатов, способных конкурировать с Илером, который к тому же был труппой и уважаем, и любим.
В этих обстоятельствах директор театра Андрей Борисов выбрал нового руководителя в собственном коллективе. И труппе в качестве нового худрука был представлен Максим Севагин. Как объясняет свой выбор генеральный директор, "Профессиональное становление Максима произошло в труппе МАМТа, он понимает сложившиеся в этом коллективе традиции и является одним из самых перспективных российских хореографов нового поколения".
За семь лет работы Севагин дослужился до позиции первого солиста, что в двух ступенях от вершины театральной иерархии - звания премьера. Молодой артист не только известен коллегам, но и любим постоянными зрителями - в его репертуаре ярчайшие соло в балетах "Минус 16" Охада Нахарина и Autodance Шарон Эяль, роль Кости Треплева в "Чайке" Джона Ноймайера.
Но поводом к нынешнему назначению послужила, вероятно, не исполнительская карьера. Еще в годы учебы в петербургской Академии русского балета имени Вагановой Севагин, уроженец города Рубцовска Алтайского края, обратил внимание специалистов на свои работы в качестве хореографа. Он оказался единственным студентом, приглашенным участвовать в "Творческой мастерской молодых хореографов" Мариинского театра. В начале нынешнего сезона Севагин заставил говорить о себе благодаря участию в проекте "L.A.D." на сцене театра "Урал Опера Балет", где поставил одноактную "Безупречную ошибку" на музыку Леонида Десятникова, а затем - "Ромео и Джульетту" в родном театре.
Новый худрук, приступивший к своим обязанностям прямо в день назначения, оптимистично заявил:
- Мы будем сохранять классический репертуар театра и со временем расширим его. В то же время сделаем ставку на современное творчество, на молодых хореографов. Все это будет реализовываться в позитивном взаимодействии балетной труппы с оперной труппой, создавая традиционное единство уникального театра.
Однако работа ему предстоит нелегкая. Тот классический репертуар, что был когда-то создан в Театре Станиславского, в последние десятилетия во многом растерял свою идентичность. Лучшие из тех балетов сцены не покидали, а полузабытые могут быть любопытны лишь как частные упражнения в утраченном стиле. Да и молодые хореографы рождаются не на архивных материалах, а на ежедневном опыте исполнения лучших современных образцов - об этом говорит опыт самого Севагина, станцевавшего почти всех классиков ХХ века. Но у нового худрука, судя по его "Ромео и Джульетте", - прекрасное взаимопонимание и поддержка танцовщиков. Это немало, тем более что он, кажется, самый молодой в Москве балетный начальник с 1812 года, когда будущую императорскую труппу доверили 19-летнему Адаму Глушковскому.
Подготовила Анна Галайда