- Исходя из услышанного и увиденного, я могу сделать однозначный вывод - ВСУ и нацбатальоны намеренно укреплялись в жилых кварталах, понимая, к каким последствиям это приведет. Людей цинично использовали как живой щит. Местному населению не дали даже шанса на спасение. Более того, в город под предлогом эвакуации целенаправленно свозили детей, стариков и женщин из близлежащих населенных пунктов, - говорится в сообщении омбудсмена в Telegram-канале.
По дороге, ведущей в город, стоят пункты проверки документов и досмотра автомашин. Это не блокпосты. Просто участились случаи просачивания в гражданской одежде боевиков из ВСУ и нацбатальонов. Также существует возможность незаконного провоза трофейного оружия и боеприпасов. А еще здесь не любят, когда машины проезжают, не останавливаясь перед дорожным знаком "Стоп", или едут на очень большой скорости.
На АЗС перед городом, которая стала Меккой сбора беженцев и отправки их на автобусах во временные пункты размещения, удалось пообщаться с российским офицером. Сейчас это уже не та АЗС. Перед ней установили две доски, на которых написаны правила поведения и размещения в автобусе во время движения и инструкция по дальнейшим действиям для беженцам.
- Сегодня приезжали представители АЗС, все осматривали и обещали за неделю восстановить ее работу, - поясняет военнослужащий. - Мы им помогаем, отвечаем на их вопросы. Много людей, которые не верят, что можно свободно выехать в Россию.
Еще слышны выстрелы на заводе "Азовсталь". На его территории заблокированы группировки ВСУ. По словам представителя Народной милиции ДНР Эдуарда Басурина, украинские националисты выбиты из жилых кварталов и теперь сопротивляются на заводе "Азовсталь". По оценкам военных специалистов, сложность заключается в том, что территория предприятия большая, в отдельных местах есть технические и тайные подземные ходы. Это позволяет неожиданно совершать нападения и скрываться.
В 23-м районе рядом с больницей МЧС ДНР привозит гуманитарную помощь. Ее выдают по спискам. Жители должны записываться, чтобы ее хватало всем. Рядом раздают хлеб, каждому человеку не более двух буханок. Практически на каждом стратегически важном перекрестке в городе стоят армейские посты. Проехать через них удается не каждому. Существуют строгие правила, кому можно проезжать. Не все жители Мариуполя настроены оптимистически. Их можно понять: просидеть в подвалах без тепла, воды, связи и хлеба непросто. А еще, когда знаешь, что твоя квартира или дом сгорели, это еще страшней. Все как один возмущены, что местные власти дезертировали из города, бросив своих граждан на съедение националистам.
В городе много погибших людей. Хоронить по всем правилам не получается. Дефицит досок не позволяет делать гробы, поэтому погибших хоронили и хоронят прямо во дворах многоэтажек, в огородах. Часто просто заворачивают тела в одеяла и оставляют на обочинах дороги. Используют воронки или сами выкапывают неглубокие могилы. Передав немного хлеба и воды жителям одной из многоэтажек, решаем съездить в 20-й квартал.
Этот район граничит с участком, где еще небезопасно. Границей служит мост через реку. Через него видно, как передвигается тяжелая военная техника. Еще этот импровизированный участок границы прозвали "колодцем". Он единственный в Мариуполе, где с пробитого водовода течет вода. И, рискуя своими жизнями, люди идут сюда за водой.
Безусловно, понимаем, что нужно сделать снимки города с высоты. В этом нам помог местный житель. Виктор - старший прапорщик запаса. Он соглашается провести нас к себе в разбитую квартиру на 14 этаж. Если признаться, то подняться на 14 этаж в бронежилетах непросто. Но нам это удается. Его квартиру, как и другие, разнесло от попаданий ракет и снарядов. Взрывной волной у всех многоэтажек выбиты рамы. В квартирах сквозняк, и единственными их обитателями становятся голуби.
Отмечается, что в интернете появились кадры, на которых украинские националисты "крайне жестоко обращаются с пленными". На видео запечатлено, как военнослужащим, взятым в плен, простреливали ноги, избивали и не оказывали медицинской помощи. Некоторые из них умерли от шока.