Напомню, что МОТ была создана в 1919 году правящими кругами Запада для выстраивания социального диалога с объединениями трудящихся и предотвращения революций.
Советский Союз с недоверием относился к идеям классового сотрудничества, но все-таки вступил в МОТ в 1934 году. СССР критиковали за отсутствие свободы объединений, но зато наши профсоюзы были самыми многочисленными в мире и формально обладали широкими правами.
В 90-е годы в России, наоборот, со свободой объединений все стало хорошо, однако социальные права трудящихся зачастую не соблюдались.
Только в 2000 году в Российской Федерации началось реальное строительство социального государства. Отмечу, что МОТ признала принятый нами в 2001 году Трудовой кодекс образцовым для стран с переходной экономикой.
В XXI веке Россия стала самым активным членом Международной организации труда. Когда Владимир Путин и Дмитрий Медведев возглавляли российское правительство, они выступали на площадке МОТ в качестве почетных гостей. Также мы регулярно проводили консультации с представителями организации по вопросам изменения трудового законодательства, ратифицировали рекордное количество конвенций. В общей сложности мы приняли 77 конвенций МОТ. А США, например, - всего 17. Это привычная практика для страны, считающей себя образцом демократии.
Особое значение для нас имеет 102-я Конвенция МОТ. Она устанавливает минимальные нормы по всем основным социальным направлениям, включая медицинское обслуживание, обеспечение по материнству, безработице, старости, инвалидности, в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, по случаю потери кормильца.
Это одна из наиболее сложных конвенций, она ратифицирована далеко не всеми странами. Даже СССР с весьма высоким уровнем социальной защиты не решился на такой шаг, как ратификация. Что уж говорить о России 90-х годов. Тем не менее в последние два десятилетия нам удалось привести российское законодательство в соответствие с основными требованиями Конвенции, и в 2018 году мы ратифицировали ее.
Что касается нынешнего решения МОТ о прекращении сотрудничества с нашей страной, то оно является позорным для организации. В ее компетенцию совершенно точно не входит рассмотрение вопросов, связанных со специальной военной операцией на Украине, поэтому решение о приостановке членства России в одной из структур ООН является явным превышением полномочий Международной организации труда и примером ее политической ангажированности.
Добавлю, что МОТ продолжает сотрудничать с некоторыми странами, где сплошь и рядом нарушают трудовые права граждан, где, например, допускают дискриминацию работников по гендерному признаку, ущемляют права женщин или выступают за чрезмерную либерализацию трудовых отношений. В отношении них Международная организация труда не выдвигает никаких претензий. Но при этом она отказывается от сотрудничества с Россией, которая всегда твердо выступала за соблюдение принципов МОТ и осуждала попытки других государств либерализовать рынок труда, отменить некоторые конвенции и рекомендации организации.
Фактически мы были преградой на пути либеральных идей, которые могли разрушить идеологические основы МОТ. Но сейчас организация сама убрала эту преграду, подорвала фундамент своего существования. Если ничего не изменится, то, на мой взгляд, через несколько лет МОТ просто прекратит свое существование.