С жалобой на то, что ее пособие меньше установленного, в КС обратилась петербурженка Ирина Котлова. Она встала на учет в региональном Центре занятости населения как безработная в 2018 году. Котловой на тот момент исполнилось 54 года, а пенсионный возраст для женщин составлял 55 лет. Поэтому Пенсионный фонд России признал за ней официальный статус гражданина предпенсионного возраста. Котловой была назначена выплата пособия по безработице в максимальном размере. Однако в 2019 году вступили в силу поправки к пенсионному законодательству, согласно которым для предпенсионеров выплата превысила "обычный" максимальный размер. В то же время там была сделана существенная оговорка: "Гражданам, признанным безработными до первого января 2019 года, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего ФЗ)". То есть права на повышенную выплату - 11 280 рублей вместо восьми тысяч ежемесячно - Ирина Котлова не получила. - Единственным основанием для отказа явилась дата признания меня безработной - до 01.01.2019 года".
Изучив материалы дела, судьи КС напомнили, что федеральный законодатель вправе предусмотреть для отдельных категорий граждан, нуждающихся в силу особого правового статуса в дополнительной социальной поддержке в период отсутствия у них оплачиваемой работы, специальные - льготные по сравнению с общеустановленными - правила.
Норма, оспоренная Ириной Котловой, была введена для того, чтобы на время переходного периода сохранить для граждан максимальный возможный размер выплат. И главное значение при решении вопроса о размере причитающегося гражданам пособия по безработице в связи с увеличением с первого января 2019 года предельных размеров данного пособия должен иметь факт их принадлежности к категории лиц предпенсионного возраста. Ставить размер выплаты в зависимость только от даты - нарушение положений статьи 19 Конституции РФ.
- Подобная дифференциация не имеет объективного и разумного оправдания, не согласуется с принципами справедливости и равенства при реализации прав граждан на защиту от безработицы и на социальное обеспечение в связи с безработицей, а потому не может быть признана допустимой, - указано в постановлении КС РФ. Дело Ирины Котловой подлежит пересмотру.