Театр имени Образцова показал в Воронеже "Гадкого утенка"

Спектакль Бориса Константинова по мотивам сказки Андерсена украсил программу театрального фестиваля "Маршак". Он проходит с 26 марта по 3 апреля в Воронеже. В прошлом году "Гадкого утенка" увидели в Туле и Белгороде.

Вместо грустной истории о лебеде, который привык считать себя ничтожеством, публику ждала забавная и трогательная одиссея. В отличие от упитанных "настоящих" утят, которые плавают в тазу и никаких амбиций не проявляют, угловатый птенец неизвестной породы с самого начала устремлен в небо. В конце концов он становится на крыло, а на сцене появляется Летчик с игрушечным "кукурузником".

Пьесу написал сам режиссер, развив побочный мотив из текста Андерсена.

- В "Гадком утенке" много драматургических линий - об одиночестве, о предательстве, о неприятии другого. Мне не хотелось ставить спектакль именно об этом. Рассказчиком стала Птичница - в датской сказке это отрицательный персонаж, она ногой отталкивает утенка от кормушки. Но театр интересен контрастом. Если Андерсен обвинил героиню в бесчувствии, то мне хочется ребенку - да и взрослому, если в нем живет ребенок, - сказать, что человек это все-таки человек… Птичница здесь как мама. А утенок не то чтобы жертва издевательств. Он же со двора-то ушел, испугавшись больших куриц. Те клюют зерно, но у зрителей возникает иллюзия, что утенка съели. Там еще и петух с зубами… Это все наши страхи, преувеличения, - пояснил Борис Константинов.

Спектакль планировали сделать максимально камерным, но благодаря фантазии художницы Александры Громовой количество кукол всех видов и размеров так разрослось, что управлять ими в одиночку стало невозможно. У Птичницы (Юлия Бобровская) появился невидимый ассистент Артур Артюнов, которому в итоге доверили не существующий у Андерсена образ Летчика.

- Идея родилась в процессе актерской работы. Я все думала - что за человек Птичница, какая у нее судьба, почему она одна… Может, она ждет какого-то деревенского парня, мечтателя, над которым все смеялись, как над "гадким утенком". А он уехал поступать в Рязанское летное и не вернулся. И потому она так часто смотрит в небо… - раскрыла карты Юлия Бобровская. - Важно то, что Летчик интригует зрителя и запоминается, заставляя возвращаться мыслями к спектаклю.

"Гадкий утенок" - попытка соединить тихий, требующий вдумчивого внимания рассказ о мечте с популярным в "малышковом" театре интерактивом. Самые юные зрители сидят на подушках у кромки сцены и время от времени включаются в действие - согревают лебединое яйцо, норовят вступить в диалог с игрушечной уткой и хором подсказывают актрисе, куда подевался испуганный птенец. В Москве спектакль идет на очень маленькую аудиторию, в Воронеже ее увеличили примерно вдвое, отчего возрос и риск перевозбуждения у публики. Непоседы устроили на фестивальных показах настоящий птичий двор: пищали, верещали и даже скандировали "Баба Яга, уходи!". Для взрослых это стало отдельным забавным спектаклем.

А для актрисы - новым вызовом: пришлось на ходу придумывать, как успокоить гиперактивных воронежцев.

- Иногда та свобода, которую мы предлагаем малышам, захлестывает их, и получается, что мы "закрикиваем" важные сцены. Спектаклю год, надеюсь, глубина к нам еще придет. Радует то, что дети четко улавливают замысел. Родители с ними, правда, спорят: "А в мультике не так!". Но моя задача - не проиллюстрировать Андерсена, а пересказать его своим языком для современного зрителя, - подчеркнул Борис Константинов. - Театры разные, в одном вы увидите "изученный материал" один в один (как у нас любят говорить - "по классике"), а в другом - эксперименты, ломающие у родителей "точку сборки". Здорово, когда поход на спектакль становится причиной для знакомства с литературными произведениями. И пусть будут даже реакции вроде "Ой, нас обманули!". На то и существует театр, чтобы этим святым обманом заниматься. Ребенок не должен быть заложником "правильного" (в плохом смысле слова) понимания. Полезно немножко отклониться. Для того, наверное, и театр, чтобы спутать ровный ход мысли, заставить заволноваться, иначе услышать знакомый текст.