В марте поставщики термочеков и самоклеящихся этикеток заявили о росте цен в четыре раза из-за дефицита импортного сырья. На 23-26 процентов увеличилась стоимости упаковочной пленки, причина та же. Производители гофротары тоже заявили о росте стоимости минимум на семь процентов. Саратовские предприятия получают сообщения поставщиков упаковочного материала о приостановке отгрузки из-за проблем с поставками картона из Финляндии.
Сходная ситуация и в хлебопекарной отрасли, где стоимость упаковки - прозрачной пленки и этикетки - доходит до пяти рублей в цене каждой булки и буханки.
По словам директора Энгельсского хлебокомбината Владимир Лавренко, они уже столкнулись с подорожанием маргарина (в составе - пальмовое масло и импортные эмульгаторы) со 125 до 208 рублей.
- Но самая страшная беда - упаковка. 74 процента нашей продукции упаковывается в пленочку, оформлением мы старались конкурировать друг с другом, - говорит он.
Упаковочного материала и этикеток на предприятии осталось на три месяца работы. Цветной целлофан заказывался за три-четыре месяца в Санкт-Петербурге, однако сейчас еще не известна новая цена, а производители этикеток ссылаются на отсутствие финской краски.
- Через три месяца магазины не примут наш свежий, но неупакованный хлеб, - сетует директор.
Договориться о послаблении с федеральными сетями не удалось: упаковывать булки необходимо по требованиям системы безопасности пищевой продукции. Как считает Владимир Лавренко, эти требования необходимо пересмотреть хотя бы временно. Но не все хлебопеки с этим согласны.
- Срок годности упакованного хлеба - три-пять суток, а реализовать его без упаковки нужно в течение 24 часов, - объясняет руководитель предприятия "Балаковохлеб" Татьяна Супрунец.
Кроме того, в отрасли очень жесткая конкуренция, и упаковка позволяет потребителю и определить производителя хлеба, и посмотреть его рецептуру, и приобрести товар в нарезке или небольшими порциями.
ГК "Белая Долина" - крупнейший производитель молочной продукции в регионе - через региональный минсельхоз обратилась в правительство РФ с просьбой пересмотреть сроки введения обязательной маркировки, так как предприятия это требование в нынешних условиях не в состоянии выполнить.
Как объясняет депутат Саратовской областной думы Александр Нараевский, единственный в стране завод в Торжке, который выпускал краски, закрылся несколько лет назад, и сейчас все красители импортные.
В областном министерстве сельского хозяйства считают, что пока риска остановки производственных линий из-за отсутствия упаковки нет. Идет поиск альтернативных поставщиков. Один из вариантов - приобретение материалов в государствах СНГ, например в Казахстане. Кроме того, по данным федеральных органов власти, налаживается выпуск собственного картона: первую пробную партию обещают сделать уже в ближайшее время.
Юлия Литневская, депутат Саратовской областной думы:
- Не так давно все ходили в магазины с бидончиками и баночками. Может, вместо того чтобы переплачивать за упаковку, перейти на многоразовую тару, например стеклянную? Все помнят бутылки, которые сдавали в пункты приема стеклопосуды. Продукты станут дешевле, а отходов меньше.
Александр Нараевский, ее коллега:
- Снова ходить с бидончиком и постиранным пакетиком в магазин не хотелось бы. Вероятно нужно менять дизайн упаковки, использовать меньше красителей, переходить на ее другие виды.