29.03.2022 11:46
    Поделиться

    Предприниматели из Татарстана попросили больше госконтрактов

    Руководство Татарстана в непростой для бизнеса момент пытается выстроить схемы взаимодействия. Глава республики Рустам Минниханов встретился с предпринимателями, дабы напрямую услышать, какие меры поддержки необходимы прежде всего.

    Где-то можно решить вопросы на местном уровне, а где-то выйти с инициативой и на федеральный. Как в том случае, когда после обращения одной из предпринимательниц в России появился закон о самозанятых, который сначала обкатали в том числе и на Татарстане.

    Золотая нить

    Основательница швейной фабрики "Ирэн" Ирина Купряхина одевает каждого второго ребенка в республике в школьную форму. И вроде бы когда огромное число западных компаний по продаже одежды и аксессуаров уходят с российского рынка, для местных производителей это шанс "выстрелить". Но ... Почти все ткани - импортные: хлопок - на 100 процентов, химическое волокно - на 80, шерсть - на 60. Нити и ткани поднялись в цене практически вдвое.

    - Если для производства тканей для школьной формы есть несколько предприятий в России, получающих субсидии, то все остальное мы покупаем за рубежом, - говорит Купряхина. - Татарстану нужен комбинат по производству тканей, для этого все есть: химический, аграрный комплекс, желание и даже исследовательский институт, который может все это проработать.

    Вторая проблема - ткани для брендовых изделий. Их сложно доставлять из-за рубежа. Хорошо бы рассчитываться не долларами, а рублями или валютой страны, где ее покупали. Ну и третья - кадры. Высвободившихся можно переобучить на работу в легкой промышленности.

    По словам Минниханова, республика получила федеральные средства на переобучение кадров, что-то достанется и легкой промышленности. Кроме того, есть программа поощрения найма молодых людей до 30 лет.

    - Легкую промышленность надо было давно развивать, она далеко не та, какой была даже в советское время, - отметил глава региона. - Дайте контакты ваших поставщиков, посмотрим, можем ли сами их реанимировать. Если же нет, поищем новых вместе с вами. Мы включим в рабочие группы, которые ездят по разным странам, активных профильных бизнесменов. К примеру, на днях собираемся в Узбекистан, затем на очереди Турция. Думаю, можно будет договориться. Мы же без вас не знаем, с кем работать, на что обращать внимание.

    Минниханов добавил, что важен госзаказ, от которого зависят и объемы закупок: "Если будем по два рулона возить, с нами никто работать не будет. Но понятно же, что в Татарстане понадобится около 470 тысяч комплектов школьной формы на следующий учебный год. И тут уже реальные решения могут быть: заказ, материал, люди и финансовая схема. Если хоть одна шестеренка в этом механизме работать не будет, ничего не получится".

    "Мы вышли из рыночной экономики"

    Говорят, госрегулирование - это неправильно, но мы вышли из рыночной экономики три недели назад, когда увидели такое количество санкций. Без регулировки государства сейчас мало что будет получаться.

    Генеральный директор группы компаний "Кориб" Олег Коробченко отметил, что его предприятия производят около миллиона аккумуляторных батарей - 10 процентов от отечественного производства. А половину российского рынка занимали импортеры.

    - Теперь у нас полный карт-бланш на эту половину рынка. В наших аккумуляторах только две импортные позиции: французская пленка и турецкая бумага. Пленку, оказывается, всю жизнь делала казанская "Тасма" - мы уже заявку подали, чтобы они возобновили производство для всего российского рынка. Для бумаги в Турции заказали проект на закупку оборудования. Перспективы огромные, но нужен госзаказ минимум на три года. Тогда получится выстраивать проекты на несколько лет.

    По словам Коробченко, государство может подсказать, что производить, чтобы занять правильные товарные ниши. Нужно определить, что предприятия потребляют, что производят сами и что импортируют из-за рубежа. Ну и не помешали бы дешевые кредиты и софинансирование для закупки оборудования.

    Сейчас в Татарстане собирают информацию по компаниям, которые начинают работать на импортозамещение, чтобы открыть для них доступ к кредитам по хорошей ставке. Кроме того, на сайте госзакупок республики размещена информация по всем ввозимым позициям -42 тысячи наименований, из них 12 тысяч - из стран Западной Европы, остальное - из Китая и Израиля. Кроме того, на этой неделе начинается обучение для управленцев с предприятий по отраслям, на которых будут разъясняться, что производится в России, а что все же придется импортировать.

    Еще Олег Коробченко пожаловался: несмотря на заверение президента России, что бизнес проверять не будут, проверки идут. Просто плановые превращаются во внеплановые.

    - Думаю предложить прокуратуре открыть горячую линию, чтобы информация доходила до бизнеса, - отреагировал Рустам Минниханов. - Второй вариант - ведомство не имеет права послать проверку, пока не зарегистрирует приказ на сайте прокуратуры.

    "Чудес не будет"

    Кондитер из Набережных Челнов Сергей Акульчев рад тому, что мультинациональные бренды уходят из России. По его словам, они заполонили страну еще в 90-е годы, а для местных производителей остались крохи.

    По его словам, от челнинской продукции отказались только страны Прибалтии. Америка, Бразилия, Ирак, Сирия продолжают сотрудничество и контракты не разрывали. Но все же без просьб о поддержке не обошлось.

    - Была хорошая программа по малому и среднему предпринимательству, но нормы ее не изменились: как был верхний предел выручки в 2 миллиарда рублей, так и остался. И если мы за нее "выскочили", то не попадаем ни в одну программу поддержки. Может, учитывая сегодняшнюю инфляцию, стоит эту планку поднять? Средний сектор бизнеса довольно крепок, дает немало рабочих мест и готов производить продукцию, что в нынешних условиях импортозамещения очень актуально, - предложил Акульчев.

    Вторая просьба касалась плавающей процентной ставки, которая после февральских событий подскочила до 25 процентов, а в некоторых случаях - до 35. Он просил оставить ее прежней, если ты кредит взял до февраля.

    Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов отметил, что на федеральном уровне сейчас рассматривается вопрос и по МСП, и по плавному переходу бизнеса от кредитной ставки, которая была в феврале, к рыночной.

    - Есть инерция, и все зависит от того, как мы быстро перестроимся: и бизнес, и органы власти, - подытожил Рустам Минниханов. - Чудес не будет, станет только сложнее. Мы должны ориентироваться на другие рынки, больше надеяться на себя. Быть независимыми, как бы сложно ни было, готовыми к длительной перенастройке.

    Поделиться