Процесс импортозамещения не самый быстрый, но в сфере продовольствия он происходит гораздо быстрее, чем в других отраслях экономики. Поэтому в течение 2022 года по основным видам продовольственных товаров дефицит будет восполнен российскими производителями, уверяет Владимир Чернов, аналитик "Фридом Финанс".
Какие еще изменения ждут российских покупателей?
- Изначально многим казалось, что в сложившейся ситуации зарубежные производители массово уйдут с российского рынка, что позволит отечественным производителям занять освободившееся полочное пространство и нарастить объемы выпуска продукции. Однако ситуация складывается иначе: большинство крупных западных игроков решили остаться на российском рынке, во многом из-за того, что у них тут есть собственное производство, - поясняет Глеб Козлов, член правления "Руспродсоюза". Таким образом, на замену может рассчитывать только товар иностранного производства.
Изменятся главным образом предпочтения покупателей, которые начали экономить, а это значит, что следом подтянутся и продавцы: на рынке появится больше дискаунтеров, и актуального для дискаунтеров ассортимента - продукция по фиксированной цене, без промо, с не самыми большими сроками годности и далеко не самого высокого качества.
Основной удар, по мнению Козлова, придется на товары средних ценовых сегментов, вероятен сценарий, при котором премиальный сегмент оставят за собой западные бренды, а за низкий будут конкурировать российские производители. По крайней мере - в ближайшей перспективе.
Впрочем, такая ситуация для производителя гораздо более выгодна, уверена Дарья Акимова, руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech. Ему не нужно искусственно наращивать свой ассортимент, чтобы создавать видимость новинок. Он концентрируется на высоко маржинальных позициях, стабильно приносящих ему доход, за которые потребитель голосует рублем. Для потребителя это тоже не такая уж плохая перспектива, потому что самые популярные позиции останутся в наличии. Проиграет только розница - так как тот ассортимент, который не является топовым, но присутствует на полках, зачастую является высоко маржинальным для самой сети, объясняет эксперт. Плюс большой выбор часто заставляет потребителей совершать спонтанные покупки, увеличивая средний чек. Тем самым сеть наращивает свои продажи. Поэтому в интересах сетей как можно скорее забить полку новыми товарами.
Скорее, правда, не получится, так как есть несколько серьезных препятствий. Эксперты обращают внимание и на тот факт, что вместе с себестоимостью продукции растет и стоимость ее упаковки: пластиковая упаковка подорожала более чем на 35 процентов, бумажные выпечные формы - более чем на 100 процентов. А упаковка в цене продукта составляет от 10 до 30 процентов. И тут против потребителей опять играет время, ведь речь идет не просто о переналадке производственных линий, а об реинжиниринге производства, который может вызывать остановку в производстве, а следом - перебои в поставках, поясняет Роман Шалимов, эксперт агентства потребительских предпочтений "Точка роста".
Помимо упаковки и логистики, производителям нужно поменять и сам продукт - вернее, их продуктовые формулы, заменить импортные ингредиенты и оборудование, несмотря на то что многие из них из нашей страны уходить не собираются.
В целом, уверяют эксперты, у отечественного АПК есть все шансы для роста. Российское промышленное и аграрное производство обладает значительным потенциалом качественного роста благодаря природным и климатическим условиям и ресурсам. Сложившаяся экономическая ситуация может благотворно сказаться на отечественном аграрном секторе и поспособствует наполнению полок магазинов российской продукцией, поясняет Алиса Храмова, доцент кафедры коммерции и торгового дела факультета управления университета "Синергия".