Для приезжающих из зарубежья легальное трудоустройство в России сегодня сопряжено с определенными трудностями, отметили участники конференции "Миграционные процессы: особенности миграционной политики на современном этапе", которая состоялась в Санкт-Петербурге в рамках VI международного Форума труда. В процессе может применяться более трех десятков механизмов: от организованного набора до выдачи патентов. Часто приезжие не могут разобраться в ситуации (не имеют для этого достаточной информации, плохо владеют русским языком) или вынуждены поступать так в связи с имеющейся правоприменительной практикой - и попадают в руки "теневых посредников". Например, гражданам Киргизии по закону не нужно получать разрешение на работу, однако им приходится покупать фиктивную регистрацию по месту пребывания.
В середине февраля сотрудники ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области задержали организованную группу из пяти человек, члены которой занимались незаконной постановкой иностранцев на миграционный учет. Предварительно установлено, что криминальный бизнес существовал с мая 2018 года. По данным следствия, криминальными услугами участников организованной группы воспользовалось более 14 тысяч иностранных граждан.
В ноябре - декабре 2021 года социологи провели опрос 900 мигрантов, в том числе 420 человек в Москве и 240 в Санкт-Петербурге. И только 60 процентов ответили, что у них есть письменный договор о трудоустройстве. Причем факт его наличия не равнозначен выплате "белой" зарплаты. И помимо того что данная ситуация наносит государству ощутимый финансовый ущерб, она может послужить катализатором роста социальной напряженности.
- Отсутствие официальных сервисов помощи - в поиске жилья, оформлении необходимых документов - укрепляет параллельные сообщества мигрантов в России и тем самым размывает единство социума, - убежден ведущий научный сотрудник лаборатории анализа и прогнозирования миграции Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев. - В перспективе через восемь-десять лет мы получаем риски радикализации общества, в том числе среди граждан России - потомков мигрантов.
Изменить ситуацию поможет создание максимально прозрачных механизмов привлечения иностранной рабочей силы. В свое время большие надежды возлагались на организованный квалифицированный набор в так называемых странах исхода, то есть странах - поставщиках рабочей силы - Узбекистане, Таджикистане. Однако спустя пять лет идею приходится признать неудачной, отмечает председатель комиссии по вопросам трудовой миграции Совета ТПП России по внешнеэкономической деятельности Николай Курдюмов: "Доминирует механизм неформального посредничества". Причины лежат на поверхности: для работодателей участие в подобных мероприятиях обходится довольно дорого, а преференций или льгот по сравнению с теми, кто нанимает мигрантов "с улицы", не дает. И это при том что предварительная оценка квалификации будущих работников на родине проводится не в соответствии с профессиональными стандартами РФ, то есть результат - сомнительных компетенций".
На этом фоне ценность квалифицированных кадров еще возрастает, особенно в том случае, если работодатель вложил в подготовку сотрудника и время, и деньги. Поэтому сейчас эксперты обсуждают, как закрепить работников-приезжих на предприятии в долгосрочной перспективе. Основным механизмом здесь может стать предоставление легального, благоустроенного и недорогого жилья - сопоставимого по цене с "резиновыми квартирами", к примеру. Однако стимулировать приезжающих на заработки к "оседлости" возможно только в том случае, если их положение полностью легально.
Поэтому в настоящее время федеральный законодатель решил пойти по пути максимального упрощения и оцифровки всех процедур для привлечения иностранной рабочей силы. Через специальные мобильные приложения, к примеру, можно будет пройти онлайн-интервью с работодателем, заключить трудовой договор, сделать необходимые платежи. Разрешительные документы будут сведены к двум реестрам: работодателей, заинтересованных в иностранной рабочей силе, и работников. Первый будет вести Роструд, второй - органы внутренних дел. При этом работники, внесенные в реестр, смогут трудиться даже в качестве самозанятых, а журналистам с редакционным заданием, гастролирующим артистам, бригадам, выполняющим шеф-монтаж на российских предприятиях, такая регистрация и вовсе не потребуется. В настоящее время соответствующий законопроект проходит согласительные процедуры. Планируется, что новые правила вступят в силу в 2024 году.
Сегодня основной действующий способ вывести мигрантов на легальный рынок труда - патент на работу. Недавно Санкт-Петербург и Ленинградская область уравняли его стоимость, чтобы избежать перетока рабочей силы, сумма составляет 4200 рублей. При этом в соответствии с Налоговым кодексом РФ работник имеет право вернуть НДФЛ, уплаченный в виде авансового платежа, за счет налога, который обязан уплачивать в бюджет работодатель с их заработной платы.
- Фактически мы убираем плату за патент, но будем знать, что гражданин работает легально и платит НДФЛ, - пояснил председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко. - Сейчас таким правом пользуются не более пяти процентов мигрантов, но с разработкой и внедрением цифровых сервисов их число будет расти.