Продовольственная безопасность в условиях санкций выходит на первый план. Скажите, какова доля Крыма в аграрной отрасли, поможет ли полуостров в возмещении поставок каких-либо продуктов?
Кирилл Степанов: Поможет, прежде всего витаминами. Плодово-ягодные насаждения в Республике Крым по итогам 2020 года занимают 15 тысяч гектаров. Это 3,2 процента площадей России, на которых также выращивают эти культуры. При этом валовой сбор плодов и ягод превысил 137,9 центнера с гектара, что почти на 25 процентов больше средней урожайности в России и на 11,4 процента - средней урожайности в ЮФО.
Виноградники в Крыму растут на 20,2 тысячи гектаров, это 20,9 процента всех площадей в РФ. Добавим сюда еще 7,5 тысячи гектаров, занятых виноградниками в Севастополе, а это дополнительно 7,7 процента всех виноградников страны.
В итоге сейчас по сбору винограда Крым на третьем месте в России. Понятно, что большая часть виноградников только была заложена и главный урожай они еще дадут.
В целом же доля Крыма и Севастополя в общем производстве продукции сельского хозяйства пока была невысока: Крым - 0,8 процента, Севастополь - 0,05 процента. Но это было обусловлено прежде всего нехваткой воды для полива сельскохозяйственных культур. Теперь же благодаря прорыву водной блокады Крымского полуострова мы ожидаем значительного увеличения доли сельхозпродукции.
Как теперь изменится водоснабжение полуострова? Какие меры нужно принять и какие еще вложения потребуются?
Кирилл Степанов: Возобновление водоснабжения полуострова по Северо-Крымскому каналу обеспечит водой восточную часть полуострова и окончательно ликвидирует ее дефицит во всей республике. На сегодняшний день наполняемость основных водохранилищ является достаточной, а водохранилищ, снабжающих центральную часть полуострова, южный берег Крыма и Севастополь, - от 85 до 100 процентов.
Сельское хозяйство получило импульс для динамичного развития. Аграрии будут возрождать посевы влагозависимых культур: риса, кукурузы, сои, овощей открытого грунта. Дан толчок развитию животноводства. Крымские предприятия заявляют о намерении восстановить рисовые чеки и уже в этом году приступят к севу белого зерна.
На данный момент отпала необходимость срочного строительства станций опреснения воды. Сэкономленные средства могут быть направлены на обеспечение качества питьевой воды, реконструкцию и ремонт водоводов и городских сетей водоснабжения. В связи с возобновлением водоснабжения необходимо подготовить насосно-сливное оборудование, канализационные и гидротехнические сооружения к эксплуатации.
Как поддерживают экономику полуострова Крымский мост, энергомост Кубань - Крым, трасса "Таврида" и другие мегапроекты?
Кирилл Степанов: Эти крупнейшие проекты успешно реализованы в рамках Федеральной целевой программы, они направлены на преодоление транспортной, энергетической и водной блокады Крымского полуострова.
Строительство электросетевого энергомоста Кубань - полуостров Крым, магистрального газопровода Краснодарский край - Крым, магистрального газопровода Керчь - Симферополь - Севастополь, Таврической и Балаклавской ТЭС, транспортного перехода через Керченский пролив, трассы "Таврида", системы водоподачи в восточную часть полуострова, аэропорта Симферополь обеспечило транспортную доступность, устранило инфраструктурные ограничения и обеспечило устойчивое экономическое развитие Крыма.
Строительство в кратчайшие сроки энергомоста и двух ТЭС, крупных магистральных газопроводов позволило обеспечить устойчивое энергоснабжение и газоснабжение потребителей в Крыму и Севастополе, а также развитие всех отраслей экономики.
В Крыму основные предприятия произвели электроэнергии 4,4 миллиарда киловатт-часов, что на 17,3 процента больше, чем за 2020 год. Дефицит генерирующих мощностей восполнен за счет перетока в Крым электроэнергии по энергомосту. За год он составил около 1,3 миллиарда киловатт-часов.
Возведение Крымского моста и строительство трассы "Таврида" придало мощный импульс социально-экономическому развитию полуострова, позитивно повлияло на развитие туризма, торговли, АПК. Выросла инвестиционная активность. Более 15 миллионов автомобилей проехало по мосту с момента его открытия.
За 2015 - 2021 год пассажирооборот в Крыму составил 15,1 миллиарда пассажиро-километров, в Севастополе - 3,4 миллиарда. Только в прошлом году автомобильным транспортом общего пользования в республике перевезено 119,6 миллиона человек, что на 16,3 процента больше, чем в 2020 году, в Севастополе перевезено более 47 миллионов, что на 14,5 процента больше, чем в 2020 году.
В аэропорту Симферополь в 2021 году обслужено около семи миллионов пассажиров, что в полтора раза больше, чем в предыдущем году. Перевезено около пяти тысячи тонн грузов, рост на 13,8 процента, обслужено около 25 тысячи рейсов - на 35 процентов больше, чем в 2020-м. В 2021 году рейсы из аэропорта выполнили 16 авиакомпаний по 64 направлениям.
Какие отрасли получили за эти годы наиболее быстрое развитие?
Кирилл Степанов: Наибольшее ускорение произошло в жилищном и дорожном строительстве, энергетике, спорте и здравоохранении и, конечно, туризме. Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса, без сомнения, - приоритетное направление.
Интерес к туризму в Крыму не ослабевал никогда. Но такого мощного взлета, как сейчас, туристическая отрасль еще не переживала. Туристический поток только в 2021 году вырос на 50 процентов, в Севастополе - на 14. Доходность туротрасли ежегодно растет. Только налоговые поступления в бюджет республики в 2021 году составили около шести миллиардов рублей, что в полтора раза больше, чем в 2020 году, и в 2,3 раза больше, чем в 2014-м. Надо учитывать, что туризм дает мультипликативный эффект в виде налоговых поступлений от смежных отраслей - более 25 процентов. За 9 месяцев 2021 года валовый доход таким образом составил более 36 миллиардов рублей.
Доходность отрасли зависит от туристического потока. Если в 2012 - 2013 году турпоток на полуостров составлял около шести миллионов человек в год, то в 2021-м Крым посетили 9,4 миллиона гостей, на четверть превысив показатели 2019 года. И даже пандемийный 2020-й не испугал туристов: 6,3 миллиона человек побывали в Крыму в тот период.
Какие задачи остаются актуальными на ближайшее время?
Кирилл Степанов: К началу 2022 года половина объектов программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя завершена. Сейчас в нее внесены изменения: утверждено новое финансирование в размере 1,3 триллиона рублей. Из них 1,2 триллиона направлены на капитальные вложения. Многое предстоит сделать для развития инженерной инфраструктуры и водообеспечения, транспортного комплекса, связи и массовых коммуникаций, для формирования промышленного комплекса. Для устойчивого энергоснабжения продолжится строительство энергосетевых объектов, нужно завершить передачу объектов из региональной в федеральную собственность. Продолжится реализация проекта безопасных и качественных дорог. К 2023 году еще более двух тысяч километров автодорог будет приведено в нормативное состояние.
Первостепенными остаются реализация национальных проектов и государственных программ, направленных на улучшение жизни населения, на укрепление межнациональных отношений. Уровень жизни населения однозначно стал выше. В 2013 году среднедушевой денежный доход составлял 7425 рублей, в 2021 году - 25953 рубля. С 2015 по 2021 год доходы выросли на 65,7 процента. Построены многопрофильный республиканский медицинский центр республиканской больницы имени Семашко, 40 детских садов, семь школ, 21 ФАП, 24 амбулатории, два физкультурно-оздоровительных комплекса, 12 объектов в лагере "Артек". И эта работа продолжится: в планах - новые социальные и инфраструктурные объекты.
Нужно поднять уровень газификации населенных пунктов, это шесть поселков в Нижнегорском районе, два - в Белогорском, два - на южном берегу Крыма, а также населенные пункты Байдарской долины, необходимо построить шесть городских газопроводов в Севастополе.