Выход в свет в начале февраля по итогам Российско-Китайского саммита в Пекине "дорожной карты" по наращиванию российско-китайской торговли товарами и услугами стало важной вехой для российского бизнеса, заинтересованного в развитии прямых хозяйственных связей с китайскими партнерами и расширении своего присутствия на китайском рынке. Тем более что другие рынки, скорее всего, для наших предпринимателей в свете последних событий если не захлопнутся, то радикально сузятся. Поэтому Китай, являясь ведущей экономикой в мире и самым крупным торговым партнером России, остается одним из самых привлекательных рынков для реализации экспортного потенциала отечественных компаний, расширения и диверсификации экспорта отечественных товаров и услуг.
Как отметил председатель Совета по ВЭД, директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института Андрей Спартак, новые рубежи сотрудничества - тема крайне актуальная. Она включает в себя две подтемы: собственно выход к 2024 году на обозначенные в "дорожной карте" 200 миллиардов долларов торгового оборота и одновременно изучение, насколько барьеры, с которыми наши компании столкнутся на рынках Европы и Северной Америки, могут быть компенсированы благодаря дальнейшему развитию партнерских отношений с КНР.
"С точки зрения развития двусторонней торговли у нас сейчас все хорошо: против 2020 года оборот вырос на 35 процентов, а по сравнению с 2010 годом - в 2,4 раза, по сравнению с 2000-м - в 23 раза. Такие темпы свидетельствуют, что показатель в 200 миллиардов долларов к 2024 году - вполне достижим. Для этого необходимо, чтобы товарооборот рос на 10 процентов в год, стартуя с сегодняшних 140 миллиардов долларов, а недостающую сумму доберем благодаря торговле услугами", - отметил председатель Совета по ВЭД.
При этом Андрей Спартак заметил, что 200 миллиардов долларов - это не догма, этот рубеж можно и нужно превзойти, но для этого необходимо определить и использовать все резервы, которые есть, в частности, вести расчеты в национальных валютах.
"Практика показывает, что по несырьевым неэнергетическим товарам мы можем перешагнуть уровень 2021 года в 17,4 миллиарда долларов и в среднесрочной перспективе удвоить поставки. Потенциал есть и по продукции высокого передела, и по продовольствию", - уверен эксперт.
Не видят препятствий на пути реализации "дорожной карты" и в минэкономразвития, основном разработчике документа с российской стороны. Заместитель директора департамента развития двустороннего сотрудничества этого ведомства Андрей Зеленев сообщил, что "дорожная карта" - это, несомненно, знаковый документ нашего сотрудничества с Китаем. Доля КНР в общем объеме товарооборота РФ составляет 18 процентов, а то, что она будет увеличиваться, - факт непреложный. Так, по данным таможенной статистики, в январе-феврале товарооборот уже превысил 24 миллиарда долларов, прибавка к аналогичному периоду прошлого года составила более 34 процентов. Правда, сальдо пока отрицательное, то есть импорт из Китая пока превалирует над экспортом в Китай, но ситуация уже выходит на паритет.
Замдиректора по научной работе ФГБНУ "Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук" Александр Ломанов также уверен в успехе нашего торгового партнерства. По его словам, американо-китайская торговая война стала импульсом для рывка инновационного развития Китая. Там огромное внимание уделяют импортозамещению. Это видно на примере создания микрочипов и огромных инвестиций в эту область. И что отрадно, экспорторасширение и импортозамещение там развивались и развиваются одновременно. Процесс ухода западных компаний с российского рынка - процесс необратимый, считает директор Института Дальнего Востока РАН Кирилл Бабаев. Поэтому необходимо ужей сейчас, не откладывая в долгий ящик, искать замену старым экономическим связям - причем именно на Дальнем Востоке. И искать китайских инвесторов для тех областей и отраслей, из которых в первую очередь будут "выпадать" западные инвесторы.
Ван Вэньтао, министр коммерции Китайской Народной Республики:
Столкнувшись с вызовами и трудностями, Китай будет и дальше проводить политику в интересах внешней торговли и обеспечивать бесперебойную работу промышленных цепочек и цепочек поставок.
1 марта 2022 года заработали новые пилотные зоны трансграничной электронной коммерции в 27 городах страны. Общее число пилотных зон достигло 132, охватив почти все провинции Китая.
Максим Решетников, министр экономического развития РФ:
Китай сегодня занимает первое место среди торговых партнеров России.
Тем не менее есть большой потенциал для расширения взаимодействия - например, проекты в области устойчивого и цифрового развития. Работа в этих направлениях позволит ускорить рост экономик обеих стран.
"Дорожная карта по высококачественному развитию российско-китайской торговли товарами и услугами" состоит из четырех разделов:
- Общие сведения (Оценка текущего состояния и обзор перспектив российско-китайской торговли, анализ потенциала роста, актуальные вызовы);
- План по увеличению объема российского экспорта товаров и услуг к 2024 году;
- План по увеличению объема китайского экспорта товаров и услуг к 2024 году;
- Системные меры содействия увеличению российско-китайской торговли товарами и услугами к 2024 году.
По итогам саммита также был подписан Меморандум о взаимопонимании между Минэкономразвития России и Минкоммерции КНР по вопросу углубления инвестиционного сотрудничества в области устойчивого ("зеленого") развития. Документ предусматривает, что стороны будут поощрять взаимодействие и инвестиции в проекты и технологии солнечной, ветровой, ядерной, гидро-, водородной энергии и энергетического использования биомассы, технологии топливных элементов с использованием водорода, аккумуляции энергии и иных ресурсосберегающих технологий, производство интеллектуальных зарядных устройств, утилизацию и переработку аккумуляторных батарей, а также укреплять сотрудничество в области НИОКР.