И сам фестиваль, успешно развивающийся более четверти века в рамках театрального проекта "Балтийский дом", которым бессменно руководит С. Шуб, и мероприятия Ассоциации деятелей русских театров зарубежья, созданной в 2017 году, приурочены к 30-летию СНГ. В связи с проводимой Российской Федерацией специальной военной операцией на Украине, которая помимо всего прочего вызвала атаку на русскую культуру, на все русское в странах Запада, эта встреча в Санкт-Петербурге приобретает особый смысл и актуальное значение.
Театр - особый феномен культуры. Это не просто отдельный исполнитель, музыкант или артист балета. Это не танцевальный ансамбль или симфонический оркестр при всем моем восхищении искусством подобных коллективов. Драматический театр неразрывно связан с родным языком, он представляет образ народа в его высшем предназначении. Как писал К. Г. Паустовский, "по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности". Это в неменьшей степени относится и к драматическому искусству в целом. Неслучайно формирование национальных государств было, как правило, связано с созданием национальных театров. Не могу не напомнить знаменитое высказывание Томаса Манна: "Театр - это место, где толпа превращается в народ".
Появление русских театров за рубежом определяли всемирно-исторические события, которые приводили к изменению политической и географической карты мира. Череда революций 1917-го года, Вторая мировая война, распад СССР, вызвавшие разные "волны" русской эмиграции, повлияли и на расширение влияния русской театральной культуры в мире. Известные русские режиссеры, актеры, антрепренеры волею судеб оказывались за пределами театральной метрополии. Одни из них находили возможность заниматься творчеством в известных труппах, которые еще до революции были основаны в нынешних странах Балтии, входивших некогда в Российскую империю, а затем в Советский Союз, другие создавали новые коллективы в Восточной и Центральной Европе, третьи, как Федор Комиссаржевский, активно работали в англоязычных или французских театрах, четвертые - по преимуществу в США - учреждали актерские школы, пользующиеся широкой известностью. Репутация русских театральных деятелей за рубежом, коллективов, которые играли на русском языке в разных странах, во многом определялась профессиональным признанием того русского театра, который развивался в России, как до Октябрьского переворота, так и после него. Творчество К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, их учеников, прежде всего Вс. Мейерхольда и Евг. Вахтангова, фундаментально повлияло на развитие художественных исканий мировой сцены. Животворящая природа творческого метода К. С. Станиславского отозвалась в творчестве новаторов сцены - от Жака Копо до Ежи Гротовского, от Георгия Товстоногова и Олега Ефремова до Льва Додина и Анатолия Васильева. Русская театральная культура повлияла и на формирование всего советского театра, на развитие национальных театральных школ - и там, где театральная традиция уходила в глубь веков, как у народов Южного Кавказа, и там, где профессиональное сценическое искусство появилось в 1920-1930-е годы.
Русские театры в союзных республиках СССР имели свою историю - они появлялись там, где значительная часть горожан говорила на русском языке - к какому бы этносу они ни принадлежали. Там, где потребность в русской культуре была органически востребована. Первоклассные русские драматические театры работали в Киеве и Минске, Риге и Ереване, Вильнюсе и Тбилиси, Баку и Алма-Ате... Их уровень определялся многонациональной культурной средой, качеством театральных школ, масштабом художественных поисков выдающихся мастеров сцены. Высокая мировая репутация русского театра была своего рода гарантией качества - новые поколения актеров и режиссеров для театров союзных республик получали образование в лучших столичных театральных школах.
Этот исторический экскурс имеет вполне современный смысл. Качество русских театров за пределами Российской Федерации во многом зависит от художественного уровня театра в нашем Отечестве. От готовности делиться достижениями с собратьями по искусству не только на постсоветском пространстве.
Страны "нового зарубежья" в минувшее тридцатилетие во многом были сосредоточены на развитии своих национальных культур. Отток русских и русскоязычных жителей из ряда государств СНГ, безусловно, повлиял и на бытование русской культуры, прежде всего русских театров.
Именно поэтому Правительство Российской Федерации приняло программу поддержки русских театров за рубежом, которая позволяет финансировать не только художественные проекты, но и поддерживать материальные условия их существования. Уверен, что это найдет положительный отклик у коллег из стран Содружества. До встречи в "Балтийском доме"!