- Эта выставка очень важна для нашего времени - это Мадонны, это красота Ренессанса, - отмечает директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Но она еще и про живой музей, про то, как музей коллекционирует. Ведь все эти произведения собирались вне Эрмитажа, и потом уже влились в нашу коллекцию. Эти скульптуры заставляют о многом подумать. Заставляет подумать и мастерская одного из самых крупных скульпторов Флоренции Андреа Верроккьо, в которой мы находим следы рук великих мастеров, которые у него работали. Возможно, и самого Леонардо.
Выставка представляет и творчество крупных художников Флоренции, и произведения разного уровня и плана. Материал тоже неодинаков - терракот, гипс, майолика, дерево… Самый популярный сюжет, конечно же - Богоматерь с младенцем. Для Флоренции это объясняется очень просто - особым почитанием Девы Марии в этом городе.
В Эрмитаже можно увидеть, например, "Мадонну с Младенцем", созданную в мастерской скульптора Лоренцо Гиберти, автора знаменитых восточных "Врат Рая" Флорентийского баптистерия. Два рельефа второй половины 1450-х годов на сюжет "Мадонна, поклоняющаяся младенцу" восходят к произведениям выдающегося флорентийского мастера Дезидерио да Сеттиньяно. На работах в мраморе специализировался и другой ведущий скульптор Флоренции - Антонио Росселлино. Вообще, итальянские рельефные композиции, которые музей недавно приобрел у петербургских коллекционеров Ларисы и Олега Шушковых - одна из "тихих сенсаций" этой выставки.
Еще один флорентийский мастер - Кватроченто Лука делла Роббиа считается изобретателем техники майолики. В его мастерской созданы "Богоматерь, поклоняющаяся младенцу", "Святой Себастьян", "Мальчик с флейтой" и другие произведения, которые тоже представлены в Пикетном зале.
В Эрмитаже обращают внимание на бюсты из терракоты, исполненные под влиянием Андреа Верроккьо. Созданные им образы Христа - а на выставке представлен Бюст Христа из терракоты - оказали большое влияние на современников.
Над многими скульптурами потрудились реставраторы - особое внимание к их работе, подчеркивает Михаил Пиотровский, признак современной выставки. Как и научные исследования (а многие из представленных композиций совсем недавно стали предметом исследований и публикаций), и современные технологии. С помощью последних Эрмитаж все-таки покажет публике Ангела Благовещения и беременную Мадонну из Сан-Дженнаро (Тоскана) - композицию приписывают юному Леонардо. Фильм, посвященный реставрации статуи "Архангел Гавриил" и предоставленный итальянскими коллегами можно будет также посмотреть в залах экспозиции.
- Кстати, выставка перекликается с нашей коллекцией скульптуры в постоянной экспозиции, и эта перекличка очень важна и интересна. Хотелось бы, чтобы ее видели и понимали не только сотрудники Эрмитажа, - говорит Михаил Пиотровский.
Выставка "Скульптура Флоренции в XV веке" будет открыта с 30 марта до 4 июля в Главном музейном комплексе.